Икона "Троица"/Wikimedia Commons
Президент России Владимир Путин распорядился вернуть икону "Троица" Андрея Рублева из Третьяковской галереи в РПЦ. Об этом сообщается на сайте РПЦ.
"В ответ на многочисленные просьбы православных верующих президентом Российской Федерации Владимиром Путиным принято решение о возвращении Русской православной церкви чудотворной иконы "Троица", написанной преподобным Андреем Рублевым", — говорится на сайте.
Икону, которая считается шедевром мирового искусства, заберут из Третьяковской галереи и выставят для поклонения в храме Христа Спасителя на один год, после чего перевезут в Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
Ранее вокруг иконы разгорелся скандал. В июле 2022 года по решению Зельфиры Трегуловой, которая на тот момент возглавляла Третьяковскую галерею, икону передавали РПЦ на несколько дней, на празднование 600-летия обретения мощей святого Сергия Радонежского. За это Трегулову раскритиковали музейное сообщество, сотрудники галереи, исследователи и реставраторы. Они заявляли, что перемещать икону, которой почти 600 лет, опасно, и это может привести к повреждению экспоната. Уточнялось, что икону перевозили в специально изготовленной климатической витрине.
В сентябре прошлого года в СМИ появилась информация о повреждениях иконы. По данным искусствоведа Ксении Коробейниковой, у которой в распоряжении, по ее словам, оказался протокол заседания реставрационного совета Третьяковской галереи, на иконе "Троица" обнаружили 61 "существенное изменение" после отправки в Троице-Сергиеву лавру, в том числе "многочисленные шелушения красочного слоя", которые "грозят утратами и нуждаются в срочной консервации". Также пять участков сочли аварийными.
Передачу иконы РПЦ обсуждают в соцсетях. "Передача усыпальницы Александра Невского из Эрмитажа в Лавру открыла ящик Пандоры. А выдача "Троицы" решилась, к сожалению, де-факто давно. Мне говорили, но я, честно, до последнего не могла в это поверить. У меня есть основания предполагать, что это могло быть одним из условий, на которые подписалась новый директор Третьяковки Елена Проничева и в том числе почему она стала им", — написала в своем телеграм-канале "ку-ку" искусствовед Ксения Коробейникова. Елена Проничева, которая с 2020 года возглавляла Политехнический музей, стала генеральным директором Государственной Третьяковской галереи в феврале этого года.
"Передача знаковых культурных ценностей Русской православной церкви набирает обороты. И это уже не только здания, но и ключевые произведения религиозного искусства. Впрочем, для церкви это не произведения искусства и никогда таковыми не являлись. Как и имя Андрея Рублева церкви не важно. Для попов это просто ценные религиозные объекты, которые можно обновлять как хочется, которые необязательно хранить согласно музейным правилам, да и вообще можно с ними делать все что угодно, — добавили в телеграм-канале "Бахчисарайские гвоздики". — О том, как на протяжении столетий русская культура отражала себя в религиозных образах, мы не знали ничего. И знать не могли. Путь в красоту прошлого был закрыт. Сегодня он закрывается снова. Во имя нового идола "традиции". "Традиции" не нужно знать о прошлом, "традиции" не нужно его чувствовать. Она требует им только гордиться".
10 мая стало известно, что директор Эрмитажа Михаил Пиотровский подписал договор с митрополитом Варсонофием о передаче РПЦ саркофага Александра Невского, который хранился в музее. В СМИ сообщили, что саркофаг, выполненный из серебра, будет перемещен из Эрмитажа в Александро-Невскую лавру. Споры о передаче саркофага Александра Невского РПЦ велись много лет, в 2021 году патриарх Кирилл призвал вернуть раку Александра Невского из Эрмитажа в Александро-Невскую лавру и "продолжить общие усилия, направленные на восстановление исторической справедливости".
Икона "Троица" была написана в XV веке. Это одна из двух сохранившихся работ, которые достоверно принадлежат Андрею Рублеву. До 1929 года икона находилась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, а затем поступила в собрание Государственной Третьяковской галереи.
Тег: поступки
Икону "Троица" вернули РПЦ
15:50, 15 мая 2023
Комменты 13
Ложь и саботаж - требуют разоблачения своих чар! Во первых, список подписавших и высказавшихся экспертов против Троицы в храме - вызывает сомнение? Согласитесь, что настоящих специалистов в стране, которые занимаются реальной реставрацией Троицы, в лучшем случае не более нескольких человек. Стало быть почти все подписавшиеся - профаны, со званиями и должностями. Например, протоиерей Калинин, которого Патриарх справедливо поставил на место, в свое время защитил диплом по скульптуре, согласитесь от этого он не стал специалистом по реставрации икон? Лошак - имеет специальность "классическая филология", как это может помочь в производстве пирожков или в уборке территории, а также, в реставрации икон? Трегулова - по специальности "искусствовед", простой вопрос - сколько икон она отреставрировала? Да, люди могут быть образованными, но когда доходит до дела, то выясняется, что многие из них, даже, языком владеют не лучшим образом, что мы все и наблюдаем, периодически. Сотни, если не тысячи людей в России сегодня занимаются реставрацией икон, но и среди них экспертами по Троице могут себя именовать лишь те, кто реставрирует эту икону, не более того. Обсуждать в качестве экспертов миндлиных, лошаков, любимовых, и прочих подобных невозможно, даже, риторически. Это, тоже самое, как утверждать, что печально небезызвестный Сердюков равен Жукову или Суворову?! Из этого возможно сделать первый вывод - вся кампания против Троицы заказная и политическая! Суть политической кампании - заключается в фундаментальных различиях духовных ценностей. Вызывают вопросы и этические "особенности" подписантов и говорунов? Вот, услышьте, что утверждает искусствовед Миндлин, директор (русского) музея Рублёва, который оказался замешан в деле о мошенничестве и присвоении средств на реставрацию: "Иконы такого уровня — национальное культурное достояние, и оно принадлежит всему народу России, любых конфессий." "— Михаил Борисович (Миндлин), ваше назначение прокомментировали как «лиса поставили сторожить кур» в музей, известный важнейшим собранием икон. И будто у вас у самого большая их коллекция. Это так? — Я не коллекционер, а собиратель — это разные вещи. .. В начале 1990-х я был успешным художником, .. у меня было много денег. Вместо того чтобы покупать квартиры и машины, я собирал различные предметы антиквариата, в том числе и иконы." Простой вопрос - как хранятся ценные иконы, которые недоступны гражданам всех конфессий у г-на Миндлина? Любой студент художественного училища, или всякий образованный человек знает, что никакой религиозной или культурной ценности иконы для мусульман, иудеев, буддистов и т.п. - не представляют, это общеизвестный факт, зачем же глупости говорить? Во вторых, сами подписавшиеся утверждают, что "икона болеет" - простой вопрос, а где она болеет - в Третьяковской галерее?! Стало быть, более болеть в Лавре, при прочих равных условиях, икона не будет. И наконец, подписанты ничтоже сумняшеся утверждают, что единственное место где "может находиться икона - лишь в Третьяковской галерее"? Естественный вопрос - а если, Третьяковская галерея будет на Луне, прикажете на Луну её отправить, лишь бы не в Лавру?!)) Мы помним, что сотни тысяч древних ценнейших русских икон украдены и находятся в частных коллекциях ростовщиков, неужели, они там не болеют? В этом противостоянии заказчики и бенефициары этой кампании открыто выступают против Бога, потому что намеренно забывают известный принцип "Кесарю кесарево, а Богу богово"! Любимовы всех мастей открыто постулируют, что "икона это вещь" ценою в деньги, и главная мысль этих "ученых и академиков, с искусствоведами" - не как обеспечить Троицу в Лавре, а как её запретить от верующих! Каждый сам волен выбирать на какой он стороне, ответ держать придётся всем.
Ну то есть 400 лет икона в Лавре простояла… а теперь, после реставрации и при современных технологиях истерика Чего иконе будет то? Лишь бы взвопить
за то чувства верующих в порядке, а о чувствах неверующих думать не принято
Полнейший идиотизм! Загубят икону