20 марта стало известно, что директор ГМИИ А. C. Пушкина Марина Лошак покидает свою должность: сначала об этом сообщил РБК, а затем и сама Лошак официально подтвердила информацию. Случилось это 20 марта, в 101-й день рождения бывшего директора Пушкинского Ирины Антоновой, которая была сотрудником музея на протяжении 75 лет, вплоть до своей смерти в 2020 году.
Новым директором станет Елизавета Лихачева, которая сейчас руководит Музеем архитектуры имени А. В. Щусева. Лошак возглавляла один из главных российских музеев 10 лет, за это время были организованы масштабные выставки и резонансные проекты. Слухи о ее отставке появились в феврале, после того как дочь Лошак, оппозиционная журналистка и продюсер телеканала "Дождь"* Анна Монгайт, была признана иноагентом. Spltnk рассказывает, каким музей стал при Марине Лошак и чем она запомнилась.
Юность в Одессе и начало карьеры в Москве
Марина Девовна Лошак родилась 22 ноября 1955 года в Одессе. Окончила Одесский государственный университет имени И. И. Мечникова по специальности "классическая филология". Первым местом работы Лошак стал Одесский государственный литературный музей, после переезда в Москву 1986 году она начала работать в Государственном музее имени В. В. Маяковского.
В 90-х Марина Лошак основала галерею "Роза Азора" и возглавляла PR-департамент банка "СБС-Агро", где создавала одну из первых в новой России частных коллекций произведений искусства. В 1999-м она стала директором Московского центра искусств на Неглинной и возглавляла его до 2003 года. Там она организовала несколько выставок русского авангарда и сумела придать центру статус музея, специализирующегося на русском модернизме и актуальном искусстве.
В нулевых Марина Лошак была арт-директором Галереи Гари Татинцяна, основала и возглавила галерею "Проун" на "Винзаводе", вошла в состав жюри Премии Кандинского и премии "Инновация". Важным в ее карьере стало назначение на пост арт-директора Музейно-выставочного объединения "Манеж" — должность эту после многомесячных консультаций с министром правительства Москвы и руководителем Департамента культуры Москвы Сергеем Капковым создали специально для нее. Благодаря Лошак была полностью пересмотрена концепция функционирования "Манежа", в котором она организовала резонансную выставку арт-группы AES+F и Пятую Московскую биеннале современного искусства "Больше света".
Назначение в ГМИИ им. А. С. Пушкина
В 2013 году Марина Лошак была назначена директором Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина — по приглашению предыдущего директора Ирины Антоновой, ставшей президентом музея. На этом посту Лошак, как говорится на сайте ГМИИ, "старалась сочетать верность традициям с современным подходом к искусству и музейному делу", развивала новые направления, поддерживала и укрепляла международные связи со всемирно известными музеями и галереями, организовывала масштабные резонансные выставки.
Марина Лошак не раз заявляла, что отсутствие искусствоведческого образования, ставшее поначалу главной причиной критики в ее адрес, не мешает ей выполнять обязанности директора одного из главных музеев страны. "Сегодня директор музея должен заниматься не теми вещами, которыми занимался в тот момент, когда сюда пришла Ирина Александровна Антонова. Сейчас у директора другие задачи, и нехватка каких-то знаний у меня присутствует. Нужно иметь психологическое образование, нужно иметь юридическое образование. <...>
Конечно, надо быть человеком с большим общекультурным багажом. Нужно быть человеком финансово грамотным. Мне этого тоже недостает, этому нужно учиться. Нужно в моей ситуации очень многое знать о строительстве, о том, как все это устроено, и очень подробно. Единственное, что у меня есть, если трезво оценивать мои возможности, — понимание того, что должно быть в результате. Очень важно представить себе, что будет через десять лет вообще со всеми нами и с теми людьми, которые будут к нам приходить", — рассказала Лошак о том, какими она видит свои обязанности, в 2015 году в интервью Forbes Woman.
Кризисный директор
На посту директора Пушкинского Марина Девовна старалась адаптировать музей к современным реалиям. Ей удалось повысить самоокупаемость Пушкинского музея, сократив государственные дотации за счет привлечения внебюджетных средств. Музей начал зарабатывать на продаже товаров в музейных офлайн- и онлайн-магазинах и билетов на сопровождающие выставки мероприятия, в том числе лекции и концерты. Лучше стали продаваться и билеты на резонансные, а также нестандартные выставки. Кроме того, ГМИИ начали больше поддерживать меценаты и патроны, с которыми Лошак выстраивала долгосрочные дружественные отношения.
"Меня пугает неумение людей быть активными, принимать решения и брать на себя ответственность. Оценивая себя и осознавая сильные и слабые стороны, а, в общем, и тех и других достаточно много, я все-таки понимаю, что я кризисный директор", — заявила Лошак.
Музейный квартал
Интерес Марины Лошак к решению сложных масштабных задач повлиял на ее желание стать директором ГМИИ. На новом посту ей предстояло принять участие в создании Музейного квартала на Волхонке — комплекса из девяти музеев с пространствами для постоянной экспозиции и временных выставок, фондохранилищ, магазинов, лекционных залов, общественных зон и кафе. Площадь Пушкинского должна увеличиться более чем в два раза, нестандартное решение — помещения для реставрации и хранения произведений искусства будут доступны посетителям. Строительство квартала началось в 2014-м, однако сроки сдачи проекта постоянно переносились.
"Наша главная задача — сделать все открытым. И даже наши реставрационные хранилища будут открытой зоной, где можно будет видеть, как все происходит, и наши библиотеки. Там ни одной закрытой двери, все стекло. <...> Каждый мой новый шаг в жизни — это всегда было место абсолютно новое, где нужно начинать с нуля. Может быть, поэтому и получилось так с Пушкинским музеем, потому что впереди был Музейный квартал. Может быть, я бы и подумала [принимать ли предложение стать директором музея], если бы его не было", — рассказала Лошак в интервью The Blueprint.
Современное искусство
Не меньше, чем амбициозные проекты, Марину Лошак в должности директора ГМИИ привлекала возможность привнести в крупнейший и старейший музей страны что-то новое в виде необычных выставок современных художников, изменений в постоянных экспозициях, нестандартных нововведений и прочих иногда пугающих консервативную публику решений. Например, она сделала свой кабинет открытым для посетителей, устроив там в соавторстве с архитектором Александром Бродским инсталляцию "Кабинет директора".
В 2017 году перед фасадом здания Пушкинского появилась необычная инсталляция художника Цая Гоцяна, сделанная в рамках его выставки "Осень", которую публика восприняла неоднозначно. Одни считали проект интересным и смелым, а другие просили убрать эту "кучу мусора", которой не место перед великим музеем.
В том же году ГМИИ им. А. C. Пушкина впервые принял участие в Венецианской биеннале, где представил выставку "Человек как птица. Образы путешествий", посвященную трансформации восприятия мира через призму искусства.
"Нарушать правила не может быть задачей, это называется словом "свобода". В себе нужно растить внутреннюю свободу. Не бояться лишиться чего-то, включая место. Делать то, что ты считаешь правильным. Включать весь свой запас иронии и чувства юмора, потому что, если в тебе его нет, ты вообще никто. Без этого просто невозможно, иначе это очень грустная и печальная жизнь. Когда спрашивают, зачем все это нужно, есть эгоистический, совершенно юношеский ответ — ради того, чтобы быть счастливым. Конечно, я должна быть счастлива, потому что, если я не буду счастлива, здесь все завянут от тоски", — объяснила свою позицию Лошак.
Нестандартной для Пушкинского музея стала и выставка медиаискусства от мастера видеоарта Билла Виолы "Путешествие души". "Люди привыкли видеть здесь более консервативные вещи — живопись, скульптуру... Телевизоров вместо холстов никогда не было, это впервые", — рассказала Лошак в шоу "Скажи Гордеевой".
Масштабные резонансные выставки
Марина Лошак регулярно устраивала и более традиционные выставки в партнерстве с мировыми галереями, которые были популярными у публики. В их числе — "Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Из собраний Италии и России", "Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции", "Пикассо & Хохлова", "Хаим Сутин. Ретроспектива", "Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное".
Знаковыми и важными для музея стали выставки "Щукин. Биография коллекции" и "Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых", ставшая частью выставки "Коллекция Морозовых. Иконы современного искусства", показанной в Париже.
Скандалы вокруг ГМИИ
В 2018 году Тимати устроил в Пушкинском музее закрытую вечеринку в честь дня рождения своей дочери Алисы. Гости рэпера танцевали рядом с уникальными музейными экспонатами, которые в обычные дни ограждают от посетителей. Искусствоведов возмутил такой праздник для богатых клиентов. В ГМИИ тем временем посчитали некорректной формулировку о том, что рэпер Тимати снял или арендовал культурное учреждение, как сообщали СМИ.
"Случай с Тимати был исключением, потому что там были экскурсии для детей, что является для нас приоритетом. Прежде всего подобные возможности есть у меценатов или патронов музея, у тех, кто помогает музею. А вообще возможны кураторские экскурсии, нужно заранее зарегистрироваться и оплатить. Для этого с организациями заключается договор. Индивидуальный человек тоже может заказать экскурсию, все заранее обсуждается", — пояснила "Ридусу" Марина Лошак.
Другой скандал был связан с "Коллекцией Морозовых". В марте прошлого года Франция не смогла вернуть в Россию картины, привезенные в Париж в рамках выставки "Коллекция Морозовых. Иконы современного искусства", на которой было представлено около 200 работ из Эрмитажа, ГМИИ имени Пушкина и Третьяковской галереи. Выставка проходила в здании Фонда Louis Vuitton и должна была завершиться 22 февраля, но после начала СВО и закрытия воздушных путей между Францией и Россией работа была продлена до 3 апреля. В итоге только после вмешательства высокопоставленных чиновников картины удалось вернуть в российские музеи через другие страны.
А вот с возвращением полотен из частных коллекций, также участвовавших в нашумевшей выставке, были проблемы. Например, участвовавший в выставке автопортрет Петра Кончаловского не отдавали его владельцу, миллиардеру Петру Авену, из-за наложенных на бизнесмена санкций.
Журналистская семья Марины Лошак: иноагенты и госчиновник
Марина Лошак замужем за бывшим главным редактором еженедельника "Московские новости" и журнала "Огонек", директором по стратегии ИД "Коммерсантъ" Виктором Лошаком, племянником которого является известный журналист Андрей Лошак*. Дочь Марины Девовны — журналистка и телеведущая, креативный продюсер оппозиционного телеканала "Дождь"* Анна Монгайт*. Многие считали, что такие родственные связи могут стоить Марине Лошак поста директора одного из главных музеев страны. Сама она не раз говорила в различных интервью, что прекрасно это понимает, но лишиться должности не боится.
В интервью Катерине Гордеевой* Марина Лошак призналась, что ей нелегко жить в семье журналистов, так как она творческий человек, которому ближе искусство и культура, чем журналистика, к тому же она, в отличие от своих родственников, не любит делать политические заявления. "Конечно, это проблема [что моя дочь — оппозиционная журналистка], потому что я государственный чиновник — есть правила игры и определенные обязательства. Я надеюсь, что мы живем в мире, где это можно развести, ведь мы говорим о разных личностях. У меня еще есть племянник Андрюша Лошак*, тоже журналист. У нас у всех своя позиция, и мнения могут различаться. Все мы личности, все разные. Если это станет проблемой, я готова уйти с поста директора музея. И буду очень грустить, и обожать музей, и все делать во имя его блага. По-прежнему буду рядом на крыльях и всячески стараться делать все, что могу", — отметила она.
Официально заявление об уходе Марина Лошак написала сама. "Мое жизненное кредо — двигаться дальше. 10 лет для директора — достойный срок. Музей стоит на верных рельсах, у меня есть проекты и идеи, которые я хочу реализовать в новых условиях, с новой динамикой, но с теми же целями: искусство для всех, новые смыслы, надежды на будущее. Я была директором музея 10 лет. Дальше нужно, чтобы пришел следующий человек с новой энергией, с новыми мыслями, и с новыми амбициями продолжал начатое другими", — заявила она.
Прощалась с музеем Марина Лошак в день рождения своей предшественницы Ирины Антоновой, в честь которой в Итальянском дворике устроили концерт. "Перед концертом Марина Девовна Лошак произнесла речь: "Все течет, все меняется, все обращается в лучшую сторону, которая неизбежна". И включила запись стука каблуков Антоновой", — написала в своем телеграм-канале экс-главред журнала Tatler Ксения Соловьева.
Экс-главред Vogue Алена Долецкая, которая присутствовала на торжественном мероприятии, высказалась о "замечательных проектах" Лошак и отметила, что уйти с поста директора у нее получилось красиво. "Согласитесь, это куда элегантнее, чем узнать о своем увольнении из прессы", — написала Долецкая.
Уход Марины Лошак обсуждают в телеграме. Звучит в адрес бывшего директора ГМИИ и критика. Так, автор канала о культуре "ку-ку", искусствовед Ксения Коробейникова, перечислила неудачи, недочеты и промахи Лошак: ни одно здание Музейного квартала так и не было сдано, так и не появился каталог всей коллекции музея — многое не разобрано и не опубликовано на сайте, условия хранения ряда картин далеки от идеала, реэкспозиция залов старых мастеров была неудачной. Также Коробейникова в числе минусов работы Лошак назвала ее сотрудничество с "лобби богатых коллекционеров".
В комментарии для Spltnk Коробейникова подробно рассказала о достоинствах и недостатках Марии Лошак в качестве директора Пушкинского: "Она была хорошим директором по гамбургскому счету, хоть и не без минусов. Вдохнула жизнь в музей, приведя молодых сотрудников, партнеров, посетителей. Внедрила современное искусство. Благодаря появлению мультимедийного отдела стало возможно показывать видеоарт уровня Билла Виолы. Да и вообще при ней прошло много симпатичных выставок: Джорджо Моранди, Жан-Юбера Мартена, шедевры Лейденской коллекции и Английской школы. Не забываем про участие в целых двух Венецианских биеннале. Но музей — не только выставки и посетители, но и люди, коллектив — это ключевое. Она привела не только молодежь, но и таких профи, как зам по науке Илья Доронченков. Подняла им зарплату, причем существенно, и предоставила комфортные условия. Да, недвижкой не приросла и здания Музейного городка не открыла, зато спасла филиалы ГЦСИ".
В целом минусы работы Лошак Коробейникова считает некритичными и в общем положительно характеризует период ее управления: "Из минусов, которые также плюсы: коллекция Морозовых, которая, с одной стороны, вместе с коллекцией Щукина стала грандиозным выставочным проектом. С другой — чуть не осталась заложником во Франции, потому что ее вовремя не забрали, позволили продлить выставку, а потом ситуацию смогли разрулить только Мишустин и Путин. Кстати, там в итоге арестовали полотно Петра Авена. Ходят слухи, что это он организовал Лошак в свое время место директора, но они ничем не подтверждены. Тем не менее ее часто упрекают в [привлечении] лобби богатых коллекционеров. Ну и вечеринка Тимати в музее — это, простите, перебор. Но в памяти Марина Девовна останется как грамотный директор со своей стратегией, умением лавировать в предложенных обстоятельствах и хорошим вкусом".
Отметим, что уход Марины Лошак с поста директора ГМИИ им. А. С. Пушкина стал не первым в череде кадровых перестановок в среде музейных работников, случившихся за последнее время. В начале года с поста гендиректора Третьяковской галереи, которой теперь руководит Елена Проничева, ранее возглавлявшая Политехнический музей, неожиданно уволили Зельфиру Трегулову. Затем на должность президента с поста гендиректора ушел руководитель Русского музея Владимир Гусев, которого сменила заместитель гендиректора по развитию, просветительской и образовательной деятельности Анна Цветкова.
*Признаны в РФ иноагентами
**Instagram принадлежит Meta, признанной в РФ экстремистской организацией
Теги: лайфстайл, Марина Лошак, культура
Резонансные выставки, вечеринка Тимати в музее, дочь-иноагент: главное о бывшем директоре ГМИИ им. А. С. Пушкина Марине Лошак
14:48, 21 марта 2023
Комменты 8
Надеюсь, музей ГМИИ им. Пушкина станет теперь нормальным, а не та ересь, что была при Лошак.
Музей изящных искусств создавался на частные пожертвования при поддержке императорского двора. Задумывался профессором Цветаевым (отец Марины) как учебно-образовательный публичный музей при Московском университете. В музее все видели «копии» античных скульптур, так это не копии, а Слепки. Слепки с оригиналов. Все для того, чтобы студенты видели прекрасное, не выезжая и з Москвы. Слепки покупались за золотые слепки. Почему пренебрегли мнением Антоновой? Идиотизм! Этот музей и сам себе бренд, ему не нужен руководитель-реклама.
Надо было приглашать того, кого советовала Антонова. Всем пофигу на медийность в этом вопросе. Даже у меня вопросы - где Лошак и где Гмии им Пушкина?
Марина была меньшим из зол… Из интервью Антоновой: « Правда ли, что вы сами выбрали госпожу Лошак своей преемницей? ― Я объясню. Наш музей — дитя университета. Здесь живет университетский ген, так же как имперский — в Эрмитаже и купеческий — в Третьяковке. И потому я мечтала выбрать в преемники кого-то из среды ученых, испытывающих интерес к просветительству. Я сделала министерству некоторые предложения — это были люди из МГУ и РГГУ. К сожалению, их не приняли, потому что есть такое понятие, как известность. Министерству нужна была какая-то известная фигура. Когда я возглавила музей, меня никто не знал, я была просто старшим научным сотрудником. Но сейчас мир так заторопился, что уже, видимо, не может позволить себе вырастить специалиста до обретения так называемой публичности. Когда мои кандидатуры отклонили, мне был предложен не очень широкий, но все-таки круг людей, подобранных министерством. Я сочла, что наиболее возможная фигура из этого списка — Марина Лошак».
А пост про нового директора музея будет?