Павел Костомаров/YouTube
Режиссёр Павел Костомаров, снявший нашумевший сериал "Эпидемия", дал интервью Юрию Дудю*. Костомаров прославился как один из создателей документального сериала "Срок" о протестном движении начала 2010-х, героями которого стали Алексей Навальный**, Борис Немцов, Эдуард Лимонов и Ксения Собчак. Он осудил спецоперацию и после её начала переехал в Аргентину. В новом интервью режиссер рассказал о том, какую роль в его карьере сыграл сериал "Эпидемия", о сотрудничестве с Netfliх, назвал любимые и нелюбимые сериалы и фильмы, высказался о госфинансировании и проблемах с деньгами. Spltnk выбрал самые интересные цитаты.
О сериале "Эпидемия"
Я радовался успеху "Эпидемии" (сериал вышел на Netflix под названием To The Lake и стал популярным в западных странах. — Прим. ред.). После этого проекта выросла моя зарплата, этому я тоже радовался. Мне в этом сериале было очень важно снять пятую серию. Она мне очень понравилась из-за сцены, когда бабы берут на вилы ОМОН, я из-за неё сценарий взял в работу. Мне это было близко и интересно. <...> Потом, уже после начала эпидемии ковида, начали постоянно слать какие-то мемы, начали выходить очень похожие на сериал реальные репортажи. Очень радовался сценарист "Эпидемии", показывал нам и говорил, что мы пророки.
Сериал "Эпидемия" снят по мотивам дебютного романа российской писательницы Яны Вагнер "Вонгозеро", переведённого на двенадцать языков. По сюжету жителей Москвы поражает страшный вирус: вооружённые люди изолируют здания с людьми на карантин, орудуют банды мародёров, а те, кто ещё не заражён, сражаются за еду и бензин, начинает царить хаос и беззаконие. Сериал стал популярным во всём мире, его хвалил американский писатель Стивен Кинг, написавший об этом в твиттере***, сравнив шоу со спагетти-вестернами и отметив талантливую операторскую работу.
О цензуре в "Эпидемии"
У героя актера Александра Робака на капоте машины была георгиевская ленточка, продюсер (производством занималась компания "Газпром-медиа холдинг". — Прим. ред.) просил её снять. Боялся, как бы чего не вышло, как я понимаю. Но удалось отстоять этот момент. Ещё у этого продюсера был кипеж из-за зелёной краски, он просил, чтобы людей поливали в сериале специальной жидкостью белой. Изначально она была зелёная, он испугался и уговорил всех убрать зелёную жидкость, потому что это напоминает Навального** в зелёнке, а он не хотел этих аллюзий. То есть вот этот вот "жим-жим" у некоторых жирненьких продюсеров давно есть, всегда есть и никогда не проходил. Меня злила эта унизительная самоцензура, я не мог с ней справиться.
В пятой серии силовики по сюжету терроризируют людей. Люди собрались вместе, вышли с вилами и подручным оружием и всех силовиков замочили. (После этого, как отметил Юрий Дудь*, поднялся скандал, сериал хотели запретить, а в шестой серии появилось заявление, что речь шла не о настоящих силовиках, а о бандах, которые прикидываются представителями закона. — Прим. ред.) Этими изменениями и объяснениями занимался не я, это уже решали кризис-менеджеры. Сути сериала это не поменяло, поэтому я благодарен продюсерам, которые не зассали и не стали после скандала закрывать проект. Бунт в пятой серии проходил под песню "Любэ" "Ты неси меня, река". Я надеялся, что у продюсеров хватит бабла, чтобы купить этот трек, и что эту идею не задушит цензура: хотел показать, как задушат силовиков под их любимую музыку. Может быть, никто этого не понял и сейчас лучше это из интервью вырезать.
О работе с Netflix
Был очень классный, интересный проект с Netflix (какой именно проект и как он называется, не уточняется. — Прим. ред.). Сервис до ***** (спецоперации. — Прим. ред.) пришел в Россию и начал производить пять-шесть сериалов. И всё это произошло после "Эпидемии" и благодаря ей, как я понимаю. Netflix — это очень классный, высокий уровень производства по американским правилам, и это дико радовало продюсеров. Мне же был дорог сценарий — это офигенная история, написана сценаристом Василием Сигаревым. Потрясающий сценарий, я такого никогда не снимал. В Питере у нас уже были последние читки, последние подготовительные деньки. Всё закончилось после 24 февраля.
Это было оригинальное производство Netflix: сериал на весь мир делался в Питере, утверждались актеры вместе с ними, они налаживали производственную цепочку. Это не что-то, что мы снимаем сами, а они потом могут это купить или не купить, как это было с "Эпидемией". Это был международный проект, который мог бы стать хитом. В Netflix сценарий Васи Сигарева крутили-вертели, меняли, чтобы он был понятен во всём мире. Потому что изначально он был очень русский, было много русской хтони. Нам сказали, что в мире не будут 40 минут смотреть, как у нас кто-то страдает и бухает, им это непонятно. Но костяк истории всё равно потрясающий. Он уже переведён на испанский, я надеюсь, мы его всё же сделаем в другой стране.
О сериале "Игра в кальмара"
Это плохой сериал. Его успех — это печальная история. Мне очень жаль, что такое говнище становится успешным и захватывает зрителя. Мне кажется, что это просто запредельно низкий уровень кино, ужасный. Я смотрел его, потому что надо было по работе. Смотрел в ускоренном режиме. Это не кино вообще, это просто такая дрянь невероятная... Поэтому стоять с "Игрой в кальмара" не хочется никаким профессионалам в кино. Там показаны рефлексы. Это очень тупо, очень глупо, очень примитивно. Это касается всего: игры, костюмов, декораций. Я, конечно, очень субъективно сужу. Вероятно, есть фанаты, и мне жаль, что это так. Лучше бы они любили второй сезон сериала "Фарго" или "Молодого Папу". Жаль, что такие сериалы, как "Игра в кальмара", становятся международными хитами.
О лучших сериалах в истории
Конечно, одним из лучших стал "Во все тяжкие", который открыл мир хороших сериалов. Для меня шедевром является второй сезон "Фарго". Это потрясающая работа. Потом "Молодой Папа", первый сезон "Настоящего детектива".
О конфликте с Александром Палем
На съёмках фильма "Бансу" произошёл конфликт с Александром Палем. Это моё очень большое разочарование: он нехороший актёр и нехороший человек. Обидно, когда такая фигня происходит с главным героем. И ты должен этого человека как-то тащить, хотя он делает всё, чтобы это не получалось, неуважительно относится к группе, к людям. Все были должны терпеть его закидоны. Это обидная глупость, которая случилась. Фильм хороший, история классная, вести себя так не надо. Но он этого не понимает. Там было 50 смен, и на каждой что-то такое было.
О госфинансировании
Я нормально относился к госфинансированию. А как я должен был его воспринимать? Это моя страна, я гражданин этой страны, я плачу налоги, это моя работа. Я ещё должен был в ноги упасть тем, кто эти деньги дает? Я не очень понимаю вопрос. Это бред и извращённое понимание государства, рабовладельческая и даже тюремная философия — думать, что ты не можешь брать у государства деньги, если ты критикуешь его политику. Государство должно организовывать и делать удобной нашу жизнь. Государство давало мне деньги на съёмки, а я работал и платил налоги.
О фильме "Я тебя люблю", деньги на который взял у ростовского бандита
Я не задумывался над вопросом о том, можно ли брать у него деньги. Наверное, у бандита нельзя было брать деньги. Но мне не пришло ни разу в голову, что это неэтично, пока ты не спросил. Мы всё делали по-ростовски: шурум-бурум, особо не вникали в его репутацию. Была возможность, и мы ей воспользовались. Мы хотели снять кино. Потом он нас кинул, требовал деньги, и весь проект выкупил в итоге продюсер Александр Роднянский*.
Вторым режиссёром фильма "Я тебя люблю" стал коллега и друг Павла Костомарова Александр Расторгуев, также снявший документальную ленту "Дикий, дикий пляж. Жар нежных". Вместе они работали над документальными проектами "Мой друг Борис Немцов", "Срок", "Это я" и "Реальность". Расторгуев был активным участником протестных движений 2010-х годов. В 2018 году вместе с двумя коллегами — Орханом Джемалем и Кириллом Радченко — Александр Расторгуев был убит в Центральноафриканской Республике. Там они снимали фильм о деятельности ЧВК "Вагнер".
О фильме "Брат" Алексея Балабанова
Я отношусь к этому фильму спокойно и считаю, что истерика вокруг режиссёра Балабанова — преувеличение. Домыслы о том, что Балабанов придумал образ брата, который потом взял за образец Путин, считаю бредом. Я считаю, что Путин не способен посмотреть "Брата" и не способен его понять. Не думаю, что он мог его посмотреть и сделать какие-то выводы. Это мог сделать какой-то особый киноведческий Путин, придуманный киноведами. Я считаю, что всё проще и печальнее, и Путин сформировался задолго до появления фильма "Брат".
О 90-х в России
Всё было разворовано, и люди были брошены. Людям жрать было нечего. Я сам помню эти драки за хлеб в Москве, я в них участвовал еще ребёнком. Это устроили уроды у власти. Это были подлые времена, когда погибло невероятное количество людей. Всё было по-скотски, людей не жалели. А это одна из наших основных скреп: потерпят, ещё нарожаем, отношение к людям всегда отвратительное.
О лучших российских фильмах после распада СССР
"Дикий, дикий пляж. Жар нежных" Александра Расторгуева. "Окраина" Петра Луцика — потрясающее мощное кино. У фильма "Среда 19.07.1961" Виктора Косаковского крутая концепция. "Папье-Маше" — прекрасный и мало кем виденный фильм недооценённого режиссера Виталия Суслина. И последний фильм, который меня поразил и растрогал, — "Экспресс" Руслана Братова. Это прекрасное кино: родился большой, тёплый, умный, добрый, остроумный режиссёр.
О деньгах, работе и будущем
Сначала после переезда я жил на деньги от продажи машины, которую мне мой оператор Глеб Филатов по доверенности продал в Москве. Потом мне сильно помогали коллеги по прошлой жизни, кинопродюсеры. Давали работу, платили деньги, но больше просто помогали. Где я буду жить, определит работа. Я готов заняться любой работой, могу быть хоть официантом. Чего рожу-то кривить? Я не гордый. В Россию я вернусь, когда не будет нынешней власти и войны. Я думаю, это будет скоро. Я не допускаю, что не вернусь в Россию никогда, я оптимист. Я верю, что всё изменится, что маятник качнётся в другую сторону и качнётся не так по-ублюдски, как было в 90-е.
*Признан в РФ иноагентом
**Внесён в РФ в перечень физлиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму
***Заблокирован в РФ
Теги: интервью, Павел Костомаров, Юрий Дудь, Александр Паль, кино, лайфстайл
"Всё было разворовано, люди были брошены, жрать было нечего". Режиссёр сериала "Эпидемия" Павел Костомаров о 90-х, работе с Netflix и конфликте с Александром Палем
19:49, 19 июня 2023
Комменты 50
Каждый раз когда вижу этого типа, он о чем то ноет. Когда Пивоваров снимал его в фильме про Аргентину самая смешная его фраза была: это что мы получается зря под клеенкой мерзли под дождем на акупай абай?
Ублюдок какой-то. Нытик и предатель, сиди и нищенствуй дальше там куда сбежал, а сюда, в Россию, таких пускать не надо вообще
О, он оператор «Прогулки» с Цыгановым и «Простых вещей»! Очередное либеральное нытьё, ничего нового. Россия плохая, все остальные норм и «это другое», америке все можно
Какой противный мужик! Сначала, поди, мечтал, чтобы продюсеры его утвердили, а теперь рассказывает, как от георгиевской ленточки страдал. Не он бы снял, снял бы другой, это не авторское кино, а продюсерское.. И можно подумать, что те, кто фанател от Молодого папы и Фарго должны кривить морду от кальмара)))
И да, кто - нибудь, ответьте мне, зачем в первых двух сериях второго сезона придумали абьюзивную линию, немку и гея??? Чтобы на запад отправить? Они персонажей никак не раскрывают, лишние линии. В каждый второй российский фильм и сериал вставляют этот самый абьюз, всяческие насилия, мизогинии, маскулинности, триггеры, травмы, "сильные и независимые" женщины, слабые мужчины. Сколько можно, а???