Картина Караваджо "Лютнист", Сильвия Вильденштейн, Алек Вильденштейн с женой Любовью Ступаковой /Purepeople/The New York Times/Simon Roberts
Издание The New York Times опубликовало расследование о семье миллиардеров и арт-дилеров Вильденштейн, которых обвиняют в уклонении от уплаты налогов на миллиард долларов. В сентябре во Франции начнутся судебные разбирательства по делу их компании Wildenstein & Co. Проверять счета и документы бизнесменов в области искусства стали после того, как вдова одного из членов знаменитой династии Даниэля Вильденштейна Сильвия Рот-Вильденштейн наняла адвоката и начала многолетнюю судебную тяжбу против родственников. Сделала она это из-за того, что её обманом лишили наследства сыновья покойного мужа — Гай и Алек (последний прославился тем, что был женат на знаменитой "женщине-кошке" Джослин Вильденштейн). Spltnk изучил материал и пересказывает главное.
Обманутая вдова
Когда Сильвия Рот познакомилась с французским арт-дилером и владельцем-заводчиком чистокровных скаковых лошадей Даниэлем Вильденштейном, ей был 31 год, а ему — 47 лет. К тому моменту Сильвия завершила карьеру модели и вела образ жизни светской дамы, открытой для новых отношений. А Вильденштейн "томился в браке по расчёту с женщиной из другой богатой еврейской семьи коллекционеров произведений искусства", у него уже было двое взрослых сыновей, и он не хотел больше детей. Роман между ними начался стремительно, и в течение следующих 40 лет, которые они провели вместе, Сильвия заботилась о породистых лошадях Вильденштейна так, "как будто они были детьми, которых у неё никогда не было".
Даниэль умер от рака в 2001 году, оставив Сильвии небольшую конюшню, которую спустя год переписали на себя его сыновья Гай и Алек. С этого момента и началось противостояние между вдовой миллиардера и его наследниками. Оставшись без любимых лошадей, Сильвия обратилась к адвокату Клод Дюмон-Беги, сыгравшей впоследствии большую роль в расследовании запутанных бизнес-схем семьи Вильденштейн.
К адвокату Сильвия Рот-Вильденштейн пришла без доказательств своих прав собственности на лошадей и без информации об имуществе своего покойного мужа. "У неё вообще не было никаких документов", — рассказала Дюмон-Беги. Сильвия только упомянула, что подписала некоторые бумаги вскоре после смерти мужа, но она не знала, что в них говорилось, и у неё не было копий. Как выяснилось, она подписала различные документы, в которых сама же отказалась от всего имущества, доставшегося ей от покойного мужа.
Случилось это так: Даниэль Вильденштейн впал в кому на десять дней перед смертью, и пока он был в коме, его сыновья, Алек и Гай, появились в больнице вместе с адвокатами из Швейцарии, Соединенных Штатов и Франции. А через несколько недель пасынки Сильвии сказали ей, что проверили финансовые дела отца и якобы обнаружили, что он умер "в условиях финансового краха". И так как Сильвия является его ближайшей родственницей, то она унаследует и его огромные долги.
Сильвия была ошеломлена, так как она никогда ничего не слышала о денежных проблемах от своего мужа. "В течение 40 лет она жила с шеф-поварами и личными водителями, по крайней мере, в пяти домах на трёх континентах. Но что она знала? Она ведь никогда не подписывала чеки", — говорится в статье. Сильвия полностью доверяла своим пасынкам, относилась к ним как к родным и считала их детей своими внуками. Поэтому, когда они сказали ей, что она должна немедленно отказаться от своего наследства или "столкнётся с катастрофой", она "и глазом не моргнула". Сильвия подписала все бумаги — "даже те, что были написаны по-японски", а Гай и Алек пообещали заботиться о ней финансово и даже предложили выплачивать ей 30 тысяч евро в месяц.
Битва за наследство и тайны многомиллиардного арт-бизнеса
В течение следующих месяцев после подписания бумаг Сильвия Рот-Вильденштейн с помощью адвоката Клод Дюмон-Беги осознала, что натворила. За это время в её квартиру пришли грузчики и сняли со стены её любимую картину Пьера Боннара "Обнажённая женщина в ванной" (которая оценивается в миллионы долларов). У неё отобрали 69 чистокровных лошадей. Её домашнему персоналу перестали платить, а потом пасынки и вовсе сказали ей, что ей придется переехать из своей роскошной квартиры на авеню Монтень в более скромное жилище. Тем временем Гай и Алек перестали отмечать с Сильвией праздники и приглашать, как раньше, на семейное ранчо в Кении или в их замок во Франции.
Когда Клод Дюмон-Беги начала своё расследование, её поразили две вещи: что Вильденштейны были не просто богаты, а сказочно богаты (хотя очень старались преуменьшить масштабы своей империи), а также то, что "за пределами элитных кругов мира искусства мало кто слышал о них, чего они и добивались". В качестве отправной точки расследования она составила список известных активов, который вскоре превратился "в схему обширных банковских счетов, трастов и подставных корпораций". В течение нескольких лет Дюмон-Беги летала по всему миру, "посещая налоговые гавани и свободные порты, вскрывая бронированные хранилища и анонимные счета, за которыми скрываются многие высококлассные сделки на мировом арт-рынке стоимостью в миллиарды долларов".
Дюмон-Беги выяснила, что картины стоимостью в несколько миллионов долларов могут анонимно перейти из рук в руки без каких-либо необходимых документов о сделках или публичного раскрытия информации. Она узнала, что непрозрачные финансовые схемы арт-бизнеса сделали этот крупнейший легальный, нерегулируемый рынок "ведущим каналом для уклоняющихся от санкций олигархов и других миллиардеров, стремящихся отмыть избыточный капитал". При этом "Вильденштейны были не просто мастерами этой системы — они помогли создать её", отмечается в статье.
За 150 лет семья Вильденштейн собрала коллекцию произведений искусства, которая оценивается в миллиарды долларов. Из поколения в поколение они скупали европейские шедевры, которым "место скорее в Лувре или Ватикане", и хранили их много лет, никогда публично не раскрывая, чем они владеют. Так, в Метрополитен-музее Дюмон-Беги обнаружила знаменитую картину Караваджо "Лютнист" с надписью "Взаймы из частной коллекции". Она просмотрела записи департамента штата Нью-Йорк и выяснила, что картина, оценённая в 100 млн долларов, принадлежит компании Wildenstein & Co. В этот момент она окончательно поняла, что компания Вильденштейнов — это "Титаник в мире искусства".
Когда поражённая расследованием адвоката Сильвия Вильденштейн осознала масштабы обмана своих пасынков, она решила посвятить остаток своей жизни раскрытию финансовых махинаций семьи и даже оставила завещание, в котором просила Дюмон-Беги продолжать эту борьбу и после её смерти. При её жизни она и её адвокат так и не смогли выиграть в суде у Алека и Гая Вильденштейнов. Сильвия Рот-Вильденштейн умерла от рака в 2010 году, потратив более 10 млн евро на судебные издержки и практически полностью разорившись.
Скандальный развод с "женщиной-кошкой" и брак с русской моделью
Помогли Клод Дюмон-Беги в этой истории бороться с мужчинами семьи Вильденштейн и другие жёны представителей знаменитого клана. Так, изначально первым шагом адвоката в разбирательствах было обращение в суд с просьбой аннулировать соглашение, подписанное Сильвией, об отказе от наследства. (Только тогда она смогла получить доступ к деталям об имуществе Даниэля.) К счастью, у неё был убедительный прецедент, чтобы показать его судье. Сильвия была не первой женой, от которой Вильденштейны пытались избавиться, ссылаясь на бедность: Джослин Вильденштейн, первая жена Алека, аналогичным образом лишилась семейного состояния во время развода в 1999 году, когда Алек утверждал в суде, что был неоплачиваемым личным помощником своего отца.
В статье отмечается, что Даниэль Вильденштейн вообще применял такую семейную бизнес-тактику и в ведении дел, и в личной жизни: главными в ней были чрезвычайная секретность, сосредоточение богатства в родословной и отказ от брака. Особенно строг он был со своим старшим сыном Алеком: он начал водить его в публичные дома с 15 лет "в надежде, что проститутки станут для него удовлетворяющей альтернативой жене". Так что, когда Алек "бросил вызов своему отцу и женился на Джослин, он сделал это тайно в Лас-Вегасе без гостей". Гай женился на шведской модели по имени Кристина Ханссон, которая никогда не появлялась ни в одном таблоиде. Однажды он похвастался, что "вряд ли кто-нибудь знает, как выглядит его жена".
Тем временем вторая жена Алека Вильденштейна, русская модель Любовь Ступакова, готова была раскрыть семейные тайны, как и его первая супруга Джослин. После того как Алек умер от рака простаты в 2008 году, его вдова "оказалась в беде". У Алека после смерти обнаружили долг в 12 млн евро неуплаченных налогов, а состояние его отца "было связано с судебным разбирательством с Сильвией". Тогда Гай предложил Любе одолжить денег, чтобы помочь выплатить долг своего брата. Взамен она должна была предоставить ему доступ к трасту, который Алек учредил для неё, якобы чтобы Гай мог возместить себе расходы позже. Но после того как сделка была заключена, Гай не заплатил Любе обещанные миллионы. Он посылал ей лишь "небольшие суммы эпизодически" — недостаточно, чтобы оплатить её налоговый счёт и поддерживать прежний образ жизни. Люба оказалась в ситуации, "очень похожей на ситуацию Сильвии: отрезанная от семьи, без денег и без возможности обратиться за помощью", говорится в статье.
В итоге Любовь Вильденштейн наконец согласилась сотрудничать с Клод Дюмон-Беги, которая ранее безрезультатно обращалась к ней несколько раз. Вдова передала адвокату десятки документов, которые нашла в персональном компьютере Алека: "Контракты и письма об обширной сети офшорных трастов семьи, которые раскрыли то, что Дюмон-Беги и Сильвия Рот-Вильденштейн долгое время не могли доказать". Это было только начало того, что Дюмон-Беги впоследствии назвала своей международной "охотой за сокровищами", за каждым спрятанным шедевром, незадекларированной собственностью и офшорным счётом семьи Вильденштейн.
Новое расследование "самого изощрённого налогового мошенничества" в современной истории Франции
Спустя более десяти лет после смерти Сильвии её усилия наконец "привели Вильденштейнов в высший суд Франции", отмечается в материале. Представленные ею и Дюмон-Беги доказательства убедили прокуроров в том, что "Вильденштейны являются преступным сообществом", ответственным за проведение, как выразился прокурор, "самого длительного и изощрённого налогового мошенничества" в современной истории Франции. Судебный процесс в сентябре этого года должен наконец окончательно определить размер "гигантского налогового долга семьи Вильденштейн и их партнёров".
В последний раз, когда прокуроры преследовали Вильденштейнов несколько лет назад, они требовали более 850 млн евро неуплаченных налогов и 250 млн евро штрафа, а также тюремного заключения для Гая Вильденштейна. Тогда ему, по слухам, помогли многочисленные связи, в том числе тот факт, что он "близкий друг бывшего президента Николя Саркози". Но в январе 2021 года кассационный суд Франции отменил оправдательный приговор и назначил повторное судебное разбирательство, которое должно начаться в сентябре.
Тем временем агенты, изучившие многочисленные хранилища Вильденштейнов, обнаружили произведения искусства, которые долгое время считались пропавшими, что породило предположения о том, что семья, возможно, владела произведениями искусства, награбленными нацистами, или иным образом украденными. Последствия новых судебных разбирательств могут не только разрушить семейную арт-империю, но и пролить свет на то, как "сверхбогатые используют рынок произведений искусства для уклонения от уплаты налогов, а иногда и тайн похуже", отмечается в статье.
Как Вильденштейны повлияли на арт-индустрию
По образцу семейного бизнеса Вильденштейнов возникли другие династии арт-дилеров. Они скупают огромное количество произведений искусства и хранят их годами, "пока эффективно не займут свои собственные ниши на рынке и не будут контролировать цены", отмечается в статье. Например, братья-миллиардеры Нахмад и их сыновья купили больше работ Пабло Пикассо, "чем любая другая семья в мире, и заперли их на годы, пока они будут расти в цене". Семья торговцев-коллекционеров поп-арта Муграби, "возглавляемая её патриархом Хосе Муграби, поступила так же с Энди Уорхолом, накопив около тысячи работ художника и поддерживая высокие цены". "Те, кто жалуется, что рынок произведений искусства сегодня больше похож на фондовый рынок, часто винят эти семьи, которые сменили систему ценностей, когда-то основанную на ценностях знатоков, на систему, основанную на законе дефицита", — пишет автор статьи.
Будущее династии Вильденштейн
Когда-то патриарх-основатель бизнес-династии Вильденштейн, портной из Эльзаса Натан Вильденштейн, сделал карьеру арт-дилера, перепродавая произведения французского искусства XVIII века. После смерти Натана в 1934 году его сын Джордж "направил семью в эпоху беспрецедентного процветания, построив инфраструктуру вокруг рынков своих художников". Например, именно Джордж Вильденштейн когда-то "платил щедрую зарплату" самому Пикассо в обмен на то, что сможет первым отбирать работы художника для своей коллекции и последующей перепродажи. Впрочем, жадность Джорджа стала в некотором роде безграничной, отмечается в материале: "Он вёл дела с нацистами после бегства в Прованс, в неоккупированную зону. Оказавшись там, он помог немцам найти важные коллекции в оккупированной Франции в обмен на сохранение своей собственной".
Теперь, когда всплыли этот и многие другие скандалы, а компания Wildenstein & Co. оказалась должна около миллиарда долларов налогов, всё больше людей предрекают конец бизнес-империи Вильденштейнов. Кроме того, влияние династии "годами ослабевало, поскольку рынок исторического искусства, которое она продаёт, сократился", отмечается в статье. Направление, в котором семья доминировала большую часть XX века, "была захвачена новой гвардией дилеров современного искусства".
Сейчас семья распродаёт недвижимость и картины. Например, Гай Вильденштейн и его жена выставили на продажу своё поместье в Миллбруке (Нью-Йорк), на ремонт которого они потратили 50 млн долларов, за 20 млн. Их сын, вице-президент Wildenstein & Co. Дэвид Вильденштейн, и его жена, наследница ювелирного бренда Лукреция Буччеллати, выставили на продажу свой конноспортивный комплекс в Коннектикуте за 6,9 млн долларов. Недвижимость на Виргинских островах тоже выставлена на продажу за 48 млн.
Инсайдеры арт-рынка также отметили, что в последнее время семья распродаёт больше произведений искусства. Так, за последние два года они продали много картин на аукционе Christie's не под своим именем. Ну и наконец, ранее Вильденштейны продали семейную галерею, а главное — офис Wildenstein & Co., расположенный в Нью-Йорке. В 1932 году это здание с мраморными полами и позолоченными деревянными панелями спроектировали и построили специально для Вильденштейнов. Дэвид Вильденштейн когда-то описал здание как "душу этой компании и душу этой семьи". Теперь помещение занимает галерея современного искусства LGDR, а Wildenstein & Co. переехала в небольшой офис многоэтажного коммерческого здания.
Как судебная тяжба вдовы миллиардера Даниэля Вильденштейна раскрыла изнанку мирового арт-рынка
16:07, 29 августа 2023
Комменты 9
Очень интересная история. Готовый сюжет для фильма
Ничего себе
Их прямо настигла рука судьбы: обманывали вдов и бывших жён сказками о долгах и эти долго материализовались
У Алека один и тот же костюм в полосочку на всех фото?
Очевидно, что Сильвиа- мужчина 🤔