Вот уже несколько дней в сети обсуждают возможный отказ Франции возвращать в Россию картины, привезенные в Париж в рамках выставки "Коллекция Морозовых. Иконы современного искусства". На выставке представлено около 200 работ из Эрмитажа, ГМИИ имени Пушкина, Третьяковской галереи, в партнерстве с которыми и была организована экспозиция, и частных коллекций. В экспозицию вошли работы Анри Матисса, Клода Моне, Винсента Ван Гога, Пабло Пикассо, Пьера Огюста Ренуара и другие шедевры мировой живописи, а также работы русских мастеров, включая Илью Репина, Константина Коровина, Валентина Серова, Казимира Малевича и других.
Выставка проходила в здании фонда Louis Vuitton и должна была завершиться 22 февраля, но пока ее работа была продлена до 3 апреля. Вернутся ли живописные шедевры конца XIX — первой четверти ХХ века в Россию в апреле, как ранее планировалось, пока неясно. Открытие выставки с размахом прошло в сентябре прошлого года — на нем присутствовали президент Франции Эммануэль Макрон и топ-модель Наталья Водянова, сноха владельца LVMH Бернара Арно. Сама выставка стала одним из главных культурных событий в стране.
Во французской газете Marianne появилась статья, в которой призывают задержать коллекцию во Франции в качестве "гарантий" на время военной спецоперации России на Украине.
Выставленные в фонде Louis Vuitton в Париже картины из собрания Морозова останутся во Франции во время российско-украинского конфликта и будут служить негласной гарантией защиты французов, проживающих в России,
— пишет издание.
Призывы арестовать и даже конфисковать коллекцию звучат сейчас от европейцев и в соцсетях. В газете Le Figaro отмечают, что даже высказываются предложения о продаже изъятых полотен. Вырученные средства предлагается направить на поддержку Украины, в том числе военную.

Французские юристы, которых попросили прокомментировать данную ситуацию, однако, отмечают, что предметы искусства, принадлежащие иностранным государственным музеям, не могут быть конфискованы по закону от 10 августа 1994 года. Кроме того, при проведении подобных выставок на уровне министерств культуры всегда подписывается гарантийное письмо, защищающее предметы искусства от ареста. В случае морозовской выставки такое письмо тоже имеется — по словам директора ГМИИ им. Пушкина Марины Лошак, в данном документе указан срок возврата до 15 мая.
Французская сторона пока выразила намерение вернуть картины. Так, сохранность собрания Пушкинского музея подтвердил лично президент Франции Эммануэль Макрон, а Бернар Арно, владелец конгломерата LVMH, объявил, что после закрытия выставки коллекция Морозова отправится в Россию. Однако, если возникнут технические проблемы, на некоторое время работы могут оставить и во Франции.

Антуан Арно и Наталья Водянова на открытии выставки
Речь идет в первую очередь о логистике — и такие проблемы уже есть. При перевозке художественных шедевров этим должны заниматься специальные компании, указанные в договоре, но из-за санкций и ряда ограничений привычные логистические цепочки оказались нарушены, а значит, транспортировку надо планировать заново, и расходы на нее могут существенно возрасти. Сообщается, что в договорах наших музеев обозначено, что транспортировку оплачивает принимающая сторона, то есть в данном случае французы, но в изменившихся условиях этот пункт может стать вопросом обсуждения.

"Портрет Жанны Самари", Пьер Огюст Ренуар. Из собрания ГМИИ им. Пушкина

"Женщина, держащая плод", Поль Гоген. Из собрания Эрмитажа
Посол РФ во Франции Алексей Мешков сообщил, что сейчас рассматриваются различные логистические варианты возвращения коллекции в Россию. Дополнительным препятствием может стать и вмешательство наследников Морозова. Как сообщает телеграм-канал Real Cultras, они и ранее судились за предметы коллекции, и сейчас "не упустят свой исторический шанс".
Если не вернут себе, то задержать на неопределенное время судебным решением могут элементарно,
— пишут в телеграм-канале.
В канале также раскритиковали Марину Лошак, директора Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, за организационные просчеты.

"Автопортрет", Илья Машков. Из собрания Третьяковской галереи
Данную ситуацию в сети уже сравнивают с другим прецедентом — выставкой "Скифское золото", которая с февраля по август 2014 года проходила в археологическом музее Алларда Пирсона в Амстердаме. Экспонаты были предоставлены рядом музеев Украины, наибольшее число было взято в крымском Центральном музее Тавриды. После присоединения Крыма к России выставка стала объектом судебных споров между Украиной, музеем Алларда Пирсона и крымскими музеями.
Согласно решению амстердамского суда от 14 декабря 2016 года, коллекция скифского золота должна принадлежать Украине, а не музеям присоединенного к России Крыма. Однако судебные тяжбы продолжились. В конце прошлого года апелляционный суд в Амстердаме снова постановил, что артефакты принадлежат Украине и должны остаться там "до стабилизации ситуации в Крыму".
Источники: "Известия", "МК", https://www.fondationlouisvuitton.fr/
Теги: новости, конфликт на Украине, развлечения
Во Франции "придержали" шедевры из российских музеев: в сети обсуждают судьбу коллекции Морозова
16:45, 15 марта 2022
Комменты 112
Это прям вообще будет днище. Воровать предметы искусства и не отдавать,как по европейски. Греция и Египет до сих пор не могут вернуть коллекции раскопанные в прошлых веках. Так что у них опыт большой
Ну это они конечно окуели! Россия им отомстит за это! И за котиков тоже!
Комментарий был удален
А у нас успели все вывезти, что привозили на выставки, конечно?
Воровство в крови у демократичного запада. Кто бы сомневался. Мелкие пакостники. А вот почему эти две хапуги Трегулова и Лошак такую огромную коллекцию да ещё и на такой срок вывезли вопрос вопросов. Тем более полотна, проходившие по спорным делам. Ирина Антонова в гробу переворачивается.