20 января Дэвиду Киту Линчу исполняется 64 года. Он родился в городке Миссула (штат Монтана, США). Будущий режиссер учился в Пенсильванской академии искусств, где изучал живопись и фотографию. В 1966-м Дэвид увлекся мультипликацией и создал свой первый короткометражный мультфильм Six Figures Getting Sick.

Не заставил себя ждать и первый короткометражный фильм - "Алфавит". В нем также не обошлось без мультипликации - она была совмещена с кинокадрами. Главную роль в фильме сыграла первая жена (всего их было четыре) будущей легенды кино - Пэгги. Идея короткометражки была взята из ее кошмарного сна.

Параллельно Дэвид работал над сценирием фильма "Бабушка" - о мальчике, который устав от собственных, мягко говоря, странных родителей, решает вырастить себе добрую бабушку. Для реализации проекта Линчу нужны были деньги, и он принял участие в конкурсе на получение стипендии Американского института кино. Стипендию молодой режиссер получил. Плодом этого стала 35-минутная картина "Бабушка".


"Бабушка"

Еще через четыре года Линч снял короткометражку "Безногая". Это история о женщине, которая вслух проговаривает письмо во время операции по ампутации ног.

Спустя еще три года Дэвид Линч подготовил свой полнометражный дебют - фильм "Голова-ластик". Всего он трудился над картиной порядка пяти лет. Он собирал деньги на съемки самыми разными способами - вплоть до развоза газет. Также в первый год работы Дэвид пережил разрыв с женой. Незадолго до развода у них родилась дочь, так что поклонники творчества Линча полагают, что режиссер воспользовался в работе над фильмом еще и личным опытом.

Картина снималась кусками, поэтому декорации постоянно приходилось собирать и разбирать. Интересно, что, например, сцену, когда герой Генри входит в квартиру сняли через полтора года после того, как он открывает дверь. А актер Джек Нэнс все пять лет ходил с характерной прической своего персонажа.


"Голова-ластик"

Роль ребенка-мутанта "досталась" забальзамированному зародышу теленка. Правда, Дэвид так и не рассказал, как ему удалось заставить его двигаться подобным образом. После окончания съемок Линч лично похоронил зародыш.


"Голова-ластик"

Прокатные компании скептически отнеслись к "Голове-ластику", но уже через несколько лет лента стала культовой. А в 2004-м ее признали "культурно значимой" и поместили в американский Национальный киноархив.

"Голова-ластик" стала одним из любимейших фильмов Стэнли Кубрика (хотя сам Линч говорил, что Кубрик - один из его учителей; к ним он, кстати, причислял и Феллини, у которого тоже сегодня день рождения). Посмотрев картину, ею были также восхищены Мел Брукс и Джордж Лукас. Лукас предложил Линчу снять заключительный эпизод "Звездных войн", но молодой режиссер это предложение отклонил. Зато согласился на сотрудничество с Бруксом и к 1980-му снял "Человека-слона". Кстати, из титров продюсер Брукс, известный, по большей части, комедиями, свое имя деликатно убрал. Сделано это было для того, чтобы у зрителей не сложилась превратного мнения о картине.

"Человек-слон" - реальная история мужчины, жившего в XIX веке. У него была странная редчайшая болезнь, вызывающая деформации тела. Молодой хирург выкупил его из балагана. В итоге, он стал развитым - интеллектуально и духовно - человеком, получившим благословение от самой королевы. Тело Джозефа Меррика (в фильме и книге, по которой он снят, героя зовут Джон) заспиртовано и находится в Королевской больнице Лондона. На основе реального облика Джозефа и делался грим, на который ежедневно уходило по 12 часов.


"Человек-слон"

"Человек-слон" стал настоящей сенсацией - он получил три премии BAFTA, четыре номинации на "Золотой глобус", восемь номинаций на "Оскар" и "Сезар" как лучшая картина на иностранном языке.

В 1984-м году Линч, отказавшийся от "Звездных войн", все-таки реализовал фантастический проект - он снял фильм "Дюна", экранизацию знаменитого романа Фрэнка Герберта. Что интересно, когда продюсер Дино де Лаурентис предложил ему снимать этот фильм, Дэвид даже не читал романа. Более того, даже не слышал о нем. Разговор происходил по телефону, и Линчу из-за помех показалось, что де Лаурентис говорил о какой-то фантастической эпопее под названием June - "Июнь".

Хоть в фильм были вложены огромные средства, зрительского интереса он не вызвал. Позднее была выпущена телеверсия ленты, но она не была одобрена и самим Линчем, поэтому он убрал собственное имя из титров.


"Дюна"

В 1986-м Линч вернулся к теме человеческих отношений и странностей. Он снял картину "Синий бархат". В ней он открыл для себя еще и тему загадок и детективов, которая позже будет развита в "Твин Пикс" и "Малхолланд Драйв".

Роль Фрэнка в "Синем бархате" предлагалась многим актером, но все отвергали сценарий, считая героя чересчур отталкивающим. Зато бунтарь Деннис Хоппер согласился сразу со словами:

Я сыграю Фрэнка, потому что я и есть Фрэнк!

Хоппер не прогадал - за эту роль его номинировали на "Золотой глобус". Линчу же досталась еще и номинация на "Оскар" в категории "Лучший режиссер". Фильм вызвал неоднозначные отзывы, но в итоге был признан журналом Premiere одним из "самых опасных" в истории кино. А фраза Фрэнка "Don't you fucking look at me!" попала в сотню самых знаменитых высказываний в кинематографе.

После "Синего бархата" Линч сделал перерыв в большом кино. Он сконцентрировался на работе над культовым сериалом "Твин Пикс" - знаменитым, неоднозначным и спорным (как, впрочем, и другие работы режиссера) проектом.

Вообще-то изначально Дэвид желал экранизировать биографию Мэрилин Монро, но ему так и не удалось получить разрешения. Кое-какие наброски из того сценария перекочевали в "Твин Пикс".

Расследование убийства Лоры Палмер увлекло всю Америку (да и Европу - там, например, двухчасовая пилотная серия показывалась в кинотеатрах). Фраза "Кто убил Лору Палмер?" стала суперпопулярной. Изначально Линч не планировал открывать имя убийцы, однако на четкой развязке настояли телевизионные боссы.


"Твин Пикс"

В "Твин Пиксе" Линч применил еще один специфический прием - в некоторых сценах актеры читали свои слова задом наперед, потом пленку пускали в обратную сторону. Получалась членораздельная речь, но звучала она жутко.

В 1992-м был снят полнометражный приквел сериала "Твин Пикс: Сквозь огонь иди со мной". Некоторые актеры из сериала не согласились участвовать в съемках, поэтому Линчу пришлось немного трансформировать сценарий.


"Твин Пикс: Сквозь огонь иди со мной"

"Твин Пикс" на время "замариновал" Линча в "коротком метре". Он работал в малой форме - снимал телепроекты "Американские хроники", "Индустриальня симфония №1: Сон девушки с разбитым сердцем", "В прямом эфире". Также он стал одним из режиссеров альманаха "Французы глазами..." и автором первого сезона загадочно-детективного "Номера в отеле".

В 1990-м, когда как раз стартовал "Твин Пикс", Дэвид успел выпустить еще картину "Дикие сердцем" с Николасом Кейджем в главной роли. За нее он тут же удостоился зрительского порицания - поклонникам показалось, что их любимчик стал слишком близок к коммерческому кино. Зато жюри Каннского кинофестиваля удостоил его "Золотой пальмовой ветви".


"Дикие сердцем"

В 1995-м Дэвид снял короткометражку для альманаха "Люмьер и компания", а в 1997-м вернулся в большое кино. Он снял картину "Шоссе в никуда". В нем Линч по-настоящему развернулся к своей любви к мистификациям и загадкам. Даже один из актеров Роберт Блэйк заявил, что не понял сценарий Дэвида, поэтому играл своего Загадочного Человека просто ассоциируя его с дьяволом.

В герое Фреде Мэдисоне немало черт самого режиссера. Дом Фреда снимался в доме Линча. Также общая черта Дэвида и Фреда - нелюбовь к "домашнему видео".


"Шоссе в никуда"

Линч сказал, что действие в картине "Шоссе в никуда" происходит в том же мире, что и действие в сериале "Твин Пикс". Также картина отсылает к следующей полнометражной ленте Дэвида - "Малхолланд Драйв". Именно по этой дороге ехал Эдди, главный герой "Шоссе в никуда".

Правда, после "Шоссе в никуда" вышел не "Малхолланд Драйв", а "Простая история". Фильм вызвал удивление несвойственной Линчу незамысловатостью. Эта картина основана на реальных событиях. Главный герой - пожилой мужчина, который отправляется в путешествие на газонокосилке.


"Простая история"

В 2001-м на экраны вышел "Малхолланд Драйв" - самый сложный триллер Линча. Изначально он был задуман как сериал - первые 120 минут фильма склеены из пилотных серий. Финансирование он искал несколько лет. За "Малхолланд Драйв" Дэвида признали "Лучшим режиссером" в Каннах, картина получила "Сезар" и была номинирована в нескольких категориях на "Оскар" и "Золотой глобус". Кстати, благодаря ему прославилась актриса Наоми Уоттс.


"Малхолланд Драйв"

В 2002-м Линч реализовал сразу три проекта - короткометражку "Темная комната", мультик "Страна дураков" и восьмисерийный фильм "Кролики". "Кролики" - психоделическая фантазия Линча о людях-кроликах.

В 2006-м на экраны вышел последний полный метр Линча - "Внутренняя империя". В нем окончательно сформулировался ее новый художественный принцип - он стал сознательно избегать однозначной трактовки своих фильмов, считая кино особым опытом, который каждый должен пережить сам.

Картину снимали в обстановке строжайшей секретности в Польше, лишь затем в Лос-Анджелесе доснимали некоторые сцены.


"Внутренняя империя"


Сцены из "Кроликов" появлялись и во "Внутренней империи"

Когда ждать от Линча новых работ - прогнозировать сложно. Зато, помимо кино, он успевает устраивать выставки и писать книги. В 2006-м он выпустил автобиографический труд "Поймать большую рыбу. Медитация, осознанность и творчество".

Источники: Kinopoisk.ru, Кадры из фильмов Дэвида Линча

Календарь "Сплетника": кино Дэвида Линча

11:00, 20 января 2010

Комменты 9

Аватар

Один из моих самых любимых режиссеров, уникальный!

Аватар

А по-моему - он настоящий волшебник современности...После просмотров его фильмов долго находишься в каком-то потустороннем состоянии

Аватар

Фильмы завораживают! "Малхолланд Драйв" произвел такое впечатление, до сих пор эти чувства не могу забыть...(кстати читала, что по версии не помню чьей фильм назван лучшим фильмом десятилетия!) И до вечера теперь, наверное, в голове будет музыка из "Твин Пикс" звучать...

Аватар

Малхолланд Драйв для меня гениальнейшее кино, по настоящему высокое искусство. Полюбила Наоми после этого фильма. Мои поздравления великому режиссеру! Ждем новых творений!

Аватар

Линч это Явление!!! Всегда от его творчества получаю заряд энергии и потрясающего настроения.-))) Новых творческих находок и удач, Дэвид!:-)))

Подождите...