18 ноября культовому советскому и российскому режиссеру Эльдару
Александровичу Рязанову исполняется 82 года. Поздравляем и вспоминаем самые
известные его работы.
Вообще-то, Эльдар Александрович, родившийся в Самаре и выросший в Москве, мечтал стать писателем. Также он хотел путешествовать. После окончания школы он даже подал заявление в Одесское мореходное училище. Но ответ оттуда так и не пришел - к счастью, а то могло бы и не появиться Рязанова-режиссера.
В мореходку Эльдар Александрович не попал, зато попал во ВГИК. Он учился в мастерской Григория Козинцева. Среди педагогов Рязанова был также легендарный Сергей Эйзенштейн.
Институт молодой режиссер окончил с отличием. И тут же принялся за съемки документалистики. Пару лет он занимался документальным кино, но 1956-м руководитель студии "Мосфильм" Иван Пырьев поручил Рязанову съемки "Карнавальной ночи". Эльдар Александрович долго отнекивался, но в итоге согласился. Чутье не подвело Пырьева - у картины было большое будущее. Сегодня "Карнавальная ночь" уже легенда.

"Карнавальная ночь"
Комедийный талант Рязанова стал очевиден. Впоследствии он, фактически, стал королем советской комедии. Он создал свой кинематограф, заново открыл жанр лирической комедии. Фильмы Рязанова становились хитами. "Девушка без адреса", "Человек из ниоткуда", "Как создавался Робинзон", "Гусарская баллада", "Дайте жалобную книгу", "Берегись автомобиля" - все эти картины можно отнести к "раннему" периоду творчества Эльдара Александровича.

"Девушка без адреса"

"Гусарская баллада"

"Берегись автомобиля"
Именно Рязанов своим фильмом "Человек из ниоткуда" раскрыл Анатолия Папанова как киноактера. А за "Гусарскую балладу" режиссер боролся, доказывая, что фильм не перевирает российскую историю, а романтизирует ее. Кстати, с фильмом ему снова помог Пырьев - например, именно он уговорил Юрия Яковлева сняться в роли Ржевского. Часть диалогов Рязанов дописывал сам. И сделано это было настолько профессионально и корректно, что не вызвало никаких нареканий у автора пьесы "Давным-давно" (по ней снималась "Гусарская баллада") Александра Гладкова.
"Берегись автомобиля" стал первым "городским" фильмом Рязанова. После него он стал создавать своеобразные добрые бытовые сказки. Таковы его фильмы "Зигзаг удачи", "Старики-разбойники", "Ирония судьбы, или с легким паром!", "Служебный роман". Не обошлось в творчестве Рязанова и без "экшна" - стоит вспомнить хотя бы "Невероятные приключения итальянцев в России".

"Старики-разбойники"

"Ирония судьбы, или с легким паром!"

"Служебный роман"

"Невероятные приключения итальянцев в России"
О съемках практически каждого фильма Эльдара Александровича ходят легенды. Но больше всего из них связано с "Иронией судьбы". Говорят, во время съемок сцены в бане в павильоне было очень холодно, и артисты и правда "разогревались" спиртным. Когда снимали эпизод, в котором Ипполит влезает в ванну и моется под душем в одежде, Юрий Яковлев, которого поливали холодной водой, сымпровизировал. В итоге фраза "О, тепленькая пошла!" стала крылатой.
Роль Ипполита изначально предназначалась Олегу Басилашвили, но он не смог сниматься из-за смерти отца. Но присутствие Басилашвили ощутимо - именно его фото, а не Юрия Яковлева главный герой в исполнении Мягкова выкинул в окно.
В 1980-х Рязанов стал более критичен по отношению к действительности. Это видно в его картинах "Гараж" и "О бедном гусаре замолвите слово". Кроме того, Эльдар Александрович приступил к экранизации классики - снял "Жестокий романс" по пьесе Островского "Бесприданница".

"Гараж"

"Жестокий романс"
Тем не менее, тема "городской сказки" остается ему дорога - именно в 1980-х он снял "Вокзал для двоих".

"Вокзал для двоих"
В конце 1980-х и 1990-х Рязанов продолжал активно работать - он создал фильмы "Дорогая Елена Сергеевна", "Небеса обетованные", "Предсказание", "Старые клячи", "Привет, дуралеи!". Новый век тоже не поубавил у Эльдара Александровича сил. Его рукам принадлежат картины "Тихие омуты", "Ключи от спальни" и очень трогательная лента "Андерсен. Жизнь без любви".

"Небеса обетованные"

"Старые клячи"

"Андерсен. Жизнь без любви"
Эльдар Александрович Рязанов - культовый режиссер нашего кино. Продолжения его картин теперь снимают молодые известные режиссеры - Тимур Бекмамбетов работал над сиквелом "Иронии судьбы".
Источники: "Российская газета", Afisha, Кадры из фильмов Эльдара Рязанова
Календарь "Сплетника": Эльдар Рязанов и его фильмы
11:00, 18 ноября 2009
Комменты 29
Ой, ну прям так уж и талантливейший! Банальный кинофастфуд. Вкусно, сытно, но без изысков. Фильмы добрые, умилительные и не больше. Нет, я оч хорошо отношусь к Рязанову, но "талантлевийший" и "лучше просто нет" это похоже на крики экзольтированных фанаток Коли Баскова.
Поздравляю дорогого и любимого режисера, долгих лет жизни и здоровья!
поздравляю! великолепный режиссер, мастер своего дела! служебный роман - любимейший мой фильм! могу смотреть бесконечно)
ГЕНИЙ! Эти фильмы можно смотреть очень много раз и ведь никогда не надоедают!
Талантливейший российский режиссер! Лучше просто нет! Долгих лет жизни и крепкого здоровья! Хотелось бы, чтобы нас еще порадовали его новые фильмы, если это возможо. Рязанов - это уже бренд, только одна его фамилия собирает у экранов зрителей.