Исходя из традиционного определения, мюзикл - это действо, в котором мирно сосуществуют диалоги, песни, музыка и, конечно, танцы. Его предшественники - варьете, французский балет и оперетта - породили совершенно новый жанр, превратившийся в очень успешное коммерческое предприятие. 

Массовое увлечение мюзиклами, начавшееся приблизительно в 1960-х годах в Америке, не смогло пройти мимо кинематографа. Продюсеры выстраивались и до сих пор выстраиваются в очередь за правами на тот или иной бродвейский хит.

В преддверии российской премьеры киноверсии легендарного мюзикла Mamma Mia! мы решили вспомнить самые успешные музыкальные шоу, ставшие впоследствии фильмами. Впрочем, иногда случалось и наоборот.

"Моя прекрасная леди"  (My Fair Lady)

Продюсер Габриэль Паскаль считал постановку знаменитой пьесы Бернарда Шоу "Пигмалион" делом своей жизни. Он был уверен, что пьеса 1912 года будет актуальна вечно, особенно если ее обессмертить в музыкальном спектакле.

Помочь амбициозному юноше согласились композитор Фредерик Лоу и либреттист Алан Джей Лернер. Так появился мюзикл "Моя прекрасная леди" об уличной цветочнице Элизе Дулиттл и профессоре Генри Хиггинсе, который, заключив пари, взялся превратить бедную и необразованную девушку в настоящую леди. Финал пьесы был переделан специально для мюзикла. Авторы соединили главных героев в счастливом браке. "Публика не приняла бы расставания", - объясняли они.

Бродвейская премьера состоялась 15 марта 1956 года. Несмотря на неудачные предпоказы профессионалам, шоу стало настолько популярно, что билеты на него раскупали на полгода вперед. Говорят, Фредерик Лоу был так растроган успехом своего мюзикла, что лично приносил в знак благодарности кофе прозябающим в очередях зрителям. С тех пор мюзикл перевели на 11 языков и показали более чем в 20 странах, в том числе и в России.

Успех постановки привел к экранизации "Моей прекрасной леди" в 1964 году. На роль Элизы взяли Одри Хепберн, которая очень тяжело переживала свой певческий дебют и брала уроки вокала. К сожалению, в итоге в фильме Одри переозвучили. Хиггинсом стал Рекс Харрисон, который играл профессора и на Бродвее. Позднее за эту роль Рекс получил Оскар.

"Вестсайдская история" (West Side Story)

Современная адаптация трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта" появилась задолго до премьеры фильма База Лурмана "Ромео + Джульетта". Тогда американский хореограф Джером Роббинс с композитором Леонардом Бернстайном задумали музыкальную постановку, где главными героями были бы влюбленные друг в друга еврей и католичка. На дворе стояли сороковые, религиозных предрассудков хватало и в реальной жизни, так что спектакль пришлось отложить.

Лишь в 1957 году мюзикл увидел свет. Его показали 732 раза. Сюжет был трансформирован в историю противостояния двух уличных банд на Манхэттене. Мария - сестра предводителя банды пуэрториканцев, Тони возглавляет группировку противников. Финал, однако, оставили таким же плачевным, как в "самой печальной повести на свете".

Экранизация 1961 года с Ричардом Беймером и Натали Вуд в главных ролях имела бешеный успех. Гораздо больший, чем театральная постановка. По версии Американского института кинематографии, этот фильм стоит на втором месте в списке лучших мюзиклов всех времен (после "Поющих под дождем"). В копилке у "Вестсайдской истории" 10 премий "Оскар", в том числе за лучший фильм 1962 года, лучшую режиссуру и саундтрек.

"Кабаре" (Cabaret)

Прочитав цикл рассказов "Берлинские истории" Кристофера Ишервуда  о Германии начала 1930-х годов и пьесу "Я — камера" Джона Ван Друтена, известный бродвейский режиссер Гарольд Принс задумал поставить на сцене столь же экспрессивный, сколь и прочитанные рассказы, спектакль. Свое детище Гарольд назвал "Кабаре".

В 1966 году "Кабаре" стартовал на Бродвее, выдержав 1165 представлений и завоевав восемь премий "Тони". История сложных взаимоотношений американской певицы кабаре и молодого студента, подрабатывающего частными уроками, не смогла оставить равнодушными ни зрителей, ни кинобоссов.

Так, в 1972 году вышел, пожалуй, самый успешный музыкальный фильм актрисы и певицы Лайзы Минелли "Кабаре". Эпатажная картина Боба Фосса до сих популярна.

Уже после премьеры в Голливуде мюзикл снова ставили в театре. Например, шоу "Кабаре" британского режиссера Сэма Мэндеса (мужа Кейт Уинслейт) в новом прочтении очень понравилось и англичанам и международным зрителям.

"Иствикские ведьмы" (The Witches of Eastwick)

В отличие от большинства музыкальных постановок "Иствикские ведьмы" сначала появились в кино. В 1987 году Warner Brothers представили мистическую комедию по мотивам романа Джона Апдайка "Иствикские ведьмы" о трех разведенных жительницах маленького городка, которые становятся подругами дьявола. Тогда на экране блистали Джек Николсон, Шер, Мишель Пфайффер и Сьюзан Сарандон.

 

Будущие авторы мюзикла "Иствикские ведьмы" Дана Роу и Джон Дэмпси были в восторге от фильма. Наконец-то этот дуэт нашел произведение, которое их удовлетворяло по всем статьям. Началось создание театрального Иствика. 

Время дало свои плюсы постановке. Техника, уникальные спецэффекты и восемь с половиной миллионнов долларов, вложенные в спектакль, не прошли даром. Премьера мюзикла прошла в 2000 году в Англии на Вест Энде. Ради шоу пришлось закрыть несколько громких постановок (например, "Мисс Сайгон"). Однако, несмотря на усилия продюсеров, "Иствикские ведьмы" продержались на сцене чуть больше года. Аналоги в Австралии и Японии также быстро сошли на нет.

В России мюзикл с участием актеров Дмитрия Певцова/Алексея Кортнева, Нонны Гришаевой, Анны Большовой и Анны Невской в Театре киноактера начался в 2003 году. Как ни странно, в Москве он идет до сих пор

"Эвита" (Evita)

Однажды либбретист Тим Райс ехал на машине и, переключая радиоканалы, наткнулся на передачу о второй жене аргентинского президента Эвите Перрон. Эвита - классическая "Бекки Шарп" из "Ярмарки тщеславия". Она прожила яркую, но короткую жизнь. Эва родилась в бедной семье, но в итоге сумела завоевать славу народной аргентинской иконы.

Летом 1975 года Тим Райс начал работать над мюзиклом "Эвита". Он пропадал в библиотеках и ездил за материалом в Аргентину. В композиторы Райс позвал своего друга, популярнейшего бродвейского музыканта Эндрю Ллойд-Уэббера ("Иисус Христос - Суперзвезда", "Кошки"). Первоначально рок-опера "Эвита" появилась в виде арий на диске. Получилось так, что еще до выхода мюзикла композиция "Не плачь по мне, Аргентина" стала хитом. Даже в Аргентине, где разговоры о постановке были запрещены.

В 1978 году шоу стартовало. Спектакль, как и ожидалось, имел большой успех. Награды, тысячи зрителей, семь лет на Вест Энде, затем несколько лет в Лос-Анджелесе и на Бродвее. Последующие десятилетия "Эвита" стабильно включалась в репертуар музыкальных театров по всему свету.

За время съемок в "Эвите" Мадонна сменила 85 нарядов, 39 шляпок и 42 прически

Разговоры об экранизации возникли сразу же после театральной премьеры мюзикла. Но на экран "Эвита" вышла лишь в 1996 году. На роль аргентинской дивы утвердили Мадонну. Певица заваливала продюсеров страстными письмами, умоляя взять в проект именно ее. Несмотря на многочисленные протесты на родине Эвиты, картина все-таки вышла в прокат и даже завоевала несколько "Золотых глобусов".

"Чикаго" (Chicago)

В 1924 году в Чикаго в газете Chicago Tribune вышла статья Морин Даллас Уоткинс об актрисе кабаре, убившей своего бойфренда. На суде девушка говорила, что выпила слишком много, чтобы что-то запомнить. Вскоре в другом СМИ появилась заметка об еще одной женщине, застрелившей любовника. Пока парень умирал, на патифоне играл фокстрот. Далее последовало еще несколько похожих убийств.

Репортерша Морин Даллас Уоткинс не осталась равнодушна к происходящему. Из-под ее пера вышла пьеса "Чикаго" о танцовщице Рокси Харт, прикончившей бойфренда и попавшей в чикагскую тюрьму. В 1926 году драму поставили на Бродвее, а через год сняли по ней фильм.

Несколько десятилетий спустя (в 1975) легендарный хореограф и режиссер Боб Фосс озаботился постановкой шоу. Он вложил в "Чикаго" всю душу и даже несколько раз получил инсульт во время репетиций. Так появилась постановка, блестяще стилизованная под американские джазовые песни и танцы конца 1920-х годов.

К сожалению, одновременно с "Чикаго" и на Бродвее, и на Вест Энде вышел мюзикл "Кордебалет", понравившейся публике гораздо больше. Представление так бы и кануло в лету, если бы не восстановленная в 1996 году версия -  еще более минималистичная и вызывающая. Новое "Чикаго" ставилось во всем мире от Канады до Португалии и Японии.

В 2002 "Чикаго" появился Москве. Главные роли исполняли Анастасия Стоцкая, Лика Рулла, Филипп Киркоров и Лолита. Спектакль о циничных нравах пользовался большим успехом в российской столице, полной пороков.

В том же году в Голливуде вышел фильм Роба Маршалла с Кэтрин Зета-Джонс, Рене Зеллвегер и Ричардом Гиром. Кино очень понравилось зрителям и завоевало шесть премий "Оскар", в том числе за лучший фильм и лучшую актрису второго плана (Кэтрин Зета-Джонс в роли Вельмы). Озвучку американских актеров производил российский состав мюзикла, что вызвало много разногласий среди поклонников "Чикаго".

"Призрак Оперы" (The Phantom of the Opera)

Сегодня мюзикл "Призрак оперы" одна из достопримечательностей Бродвея и Вест Энда. Многие едут в Нью-Йорк и Лондон только для того, чтобы побывать на незабываемом шоу, в конце которого на зрителей падает гигантских размеров люстра.

А началось все с романа француза Гастона Леру о таинственном мужчине в белой маске, обитателе подземелья парижской оперы, и юной певице Кристине – протеже фантома.

В 1984 году мюзикловая легенда Эндрю Ллойд-Уэббер, большой поклонник произведения Леру, женился на певице Саре Брайтман. Голос супруги был вдохновением Эндрю, и он мечтал, чтобы его услышал весь свет. Так появилась идея написать мюзикл по мотивам романа "Призрак оперы". Композитор взялся сам искать команду и придумывать сценарий. Он перессорился с большим количеством народа, но продолжал отстаивать свое видение музыкального спектакля. Специально для Сары была написана сложнейшая по вокальной части ария Phantom of the Opera, ставшая впоследствии хитом: Эндрю знал, что его жена справится с исполнением блестяще. Он не прогадал.

(смотреть на YouTube)

Спустя два года в присутствии членов английской королевской семьи спектакль начал свой путь. Романтическая история с нестандартным концом завоевала весь в свет. Вскоре "Призрак оперы" поехал на Бродвей. Накануне американского старта шоу разразился скандал – местные продюсеры отказывались утверждать на главную роль Сару Брайтман, мотивируя решение неизвесностью певицы за пределами Британии. Эндрю Ллойд-Уэббер спорить не стал, он поставил условие: или мюзикл с Сарой или ничего.

С тех пор прошло 20 лет, но "Призрак оперы" до сих пор считается самым известным в своем жанре спектаклем. В 2002 году ему была присвоена премия Лоуренса Оливье в номинации "Самый популярный мюзикл".

В 2004 появилась экранизация легендарного мюзикла. На роль Призрака утвердили малоизвестного тогда Джерарда Батлера, а Кристину сыграла и вовсе дебютантка Эмми Россум. Поклонники спектакля заранее были настроены негативно, утверждая, что никто не в состоянии перепеть Сару Брайтман. Однако, после выхода мистического фильма, сердца зрителей смягчились: чистый голос и свежая внешность Эмми покорили даже старинных фанатов мюзикла.

"Лак для волос" (Hairspray)

Продюсер мюзикла "Лак для волос" Марго Лайон долго шла к своему самом успешному проекту, хотя друзья давно рекомендовали ей обратить внимание на фильм 1988 года "Лак для волос". Истории о толстушке и ее маме из Балтимора начала 1960-х годов.

Уговоры наконец-то подействовали и в конце 1990-х Марго, получив согласие кинокомпаний, приступила к постановке мюзикла. Заняться проектом согласился Роб Маршалл. Впрочем, под его началом шоу не суждено было увидеть свет. Хореографа переманили в киноверсию "Чикаго".

Маршалла заменил Джерри Митчелл. Он подошел к делу очень серьезно, например, пропадал в архивах музея телевидения, дотошно изучая танцы, популярные в 60-х. Премьеру мюзикла, несмотря ни на что, решено было играть в маленьком театре в Сиэттле.

Сюжет с типичной историей достижения американской мечты был встречен публикой очень бурно. Успех закрепили зажигательные танцы. 15 августа 2002 года "Лак для волос" переезжает на Бродвей. Нью-йоркская критика не скупится на комплименты. Билеты разыгрываются на радио и телевидении, награды сыпятся на спектакль как из рога изобилия, начинаются постановки мюзикла во всем мире.

Красочный фильм "Лак для волос" с Джоном Траволтой в женской роли и очаровательной толстушкой и бывшей продавщицей мороженого Ники Болонски штурмует кинотеатры в 2005 году. Кассовые сборы зашкаливали. Уже после экранизации интерес публики к мюзиклу резко возрос - в 2007 на Вест Энде стартовало новое прочтение спектакля.

"Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит" (Sweeney Todd: The Demon Barber of Fleet Street)

Персонаж Суинни Тодда знают в Англии также хорошо, как в России Бабу Ягу и Кощея Бессмертного. Будешь плохо себя вести – попадешь к Суинни Тодду, пугают детей. И дети боятся. Никто не хочет оказаться в кресле сумасшедшего парикмахера, который перерезает клиентам горло и отправляет их тела на переработку любовнице – она делает из мяса жертв начинку для своих пирогов.

Говорят, что прототип известной многим истории о СуинниТодде появился в рассказе Джорджа Дибден-Питта "Нитка жемчуга". Позднее ее переработал актер и режиссер Кристофер Бонд. Он же выпустил спектакль по мотивам своего произведения. Знакомство с композитором Стивеном Сондхаймом перевернуло жизнь юноши: вместе дуэту суждено было создать популярный мюзикл, который стартовал в Нью-Йорке в 1979 году.

Большинству международных зрителей, однако, история Суинни Тодда стала известна после музыкального фильма Тима Бартона 2007 года с Джонни Деппом и Хеленой Бонэм Картер в главных ролях. Трудно найти материал более подходящий для эксцентричного режиссера Бартона. Не сложно догадаться, что экранизация, раскрашенная всеми оттенками серого, оправдала ожидания поклонников. В ней Джонни в безумном гриме поет, убивает и страдает от любви – восторг!

Mamma Mia!

Идея мюзикла Mamma Mia! с хитовыми песнями группы ABBA принадлежит обычной фанатке музыкантов Джуди Креймер родом из Англии. Позднее девушка связала свою жизнь с профессией театрального менеджера и на Сидмонтонском мюзикловом фестивале Эндрю Ллойд-Уэббера в 1980 году познакомилась с Бенни и Бьорном из ABBA. Там же она заразила участников группы безумной идеей по постановке мюзикла с использованием их песен.

Но лишь в 1992 году, когда интерес к группе возродился благодаря релизу пластинки с золотыми хитами, Бьорн дал добро на постановку. О биографическом мюзикле речи не шло, поэтому командой Джуди была придумана солнечная история, разворачивающаяся на одном из греческих островов и рассказывающая о молодой девушке Софи, которая в канун свадьбы решает найти своего отца.

Mamma Mia! стартовал в 1999 году в Англии. С тех пор молва о мюзикле не утихает. Постановка считается одной из самых успешных в своей области. Международные версии мюзикла с успехом идут по всему миру. А в Англии происходит беспрецедентная ситуация – там Mamma Mia! в 2008 году открыл девятый сезон.

В России мюзикл до недавнего времени показывали на сцене МДМ. Его премьера с большой помпой прошла 14 октября 2006 года. Музыкальный спектакль задержался на сцене дольше всех своих коллег, а исполнительница роли Софи Наталья Быстрова стала российской звездой мюзиклового жанра.

25 сентября в российский прокат выходит голливудская экранизация знаменитого шоу. В главных ролях Мерил Стрип, Пирс Броснан, Колин Ферт и Аманда Сэйфрид. Очень яркий и красивый фильм уже покорил Европу и Америку. Люди подчеркивают, что Мерил Стрип и Пирс Броснан прекрасно справились с ролью. Хотя некоторые предъявляют претензии к их вокальным данным. На премьере в Мега-Химки Mamma Mia! показывали сразу в пяти залах, и равнодушным история любви, рассказанная под аккомпанемент ABBA, не оставила никого.

"Красавица и Чудовище" (Beauty and the Beast)

Прототипом мюзикла "Красавица и чудовище" стал очень красивый диснеевский мультик, снятый в период расцвета мультипликации на знаменитой детской киностудии. После премьеры мультфильма в 1991 году театральный критик Фрэнк Рич заявил, что если бы сказка была театральным мюзиклом, она пользовалась бы невероятным успехом.

Отзывы о мультике услышал руководитель театрального отдела Disney Рон Логан. Он незамедлительно начал подготовку к шоу. Логан и сам догадывался, что сказание об ужасном чудовище и прекрасной девушке Белль, которая случайно попадает в заколдованный замок, может стать бродвейским хитом.

Мировая премьера состоялась в Хьюстоне в 1993 году. Мюзикл, помимо всего прочего, ознаменовал пришествие "Диснея" на музыкальную арену. Далее последовали постановки "Короля льва", "Русалочки", "Мэри Поппинс". Через год "Красавица и чудовище" переехал на Бродвей и сразу же установил рекорд по продажам билетов в один день. За 13 лет существования мюзикла его школу прошли десятки звезд американского и британского театра.

11 октября 2008 года мюзикл стартует в Москве на сцене театра МДМ. В роли Белль будут блистать сразу две актрисы – Екатерина Гусева ("Бригада", "Курсанты") и звезда мюзикла Mamma Mia Наталья Быстрова. Кастинг на роль Чудовища проводился как часть рекламной кампании мюзикла под названием "Найди своего Принца!". Финал конкурса прошел в старинном замке в Париже. Там Наталья Быстрова встретилась с победителем конкурса – актером из Бреста Игорем Ивановым.

"Пока я еще полностью не осознал, что со мной произошло, — признается Игорь. — Это действительно диснеевская история — сбылась моя мечта! Но работа предостоит непростая — требования к роли необычайно высокие, ведь это шоу мирового уровня".

Наталья Быстрова и Игорь Иванов в Париже в замке Chateau De Raray, где в 1946 году был снят легендарный фильм Жана Кокто "Красавица и Чудовище" с Жаном Маре в главной роли

Источники: Aif.ru, Theaterdogs.net, Mamma-mia.ru, Syracuse.com, Geocities.com, фан-сайт Jean Mcclelland, Tufts.edu, Getty Images by AFP/ Daylife.com, Постеры к фильмам "Моя прекрасная леди", "Вестсайдская история", "Кабаре", "Иствикские ведьмы", "Эвита", "Чикаго", Призрак оперы", "Лак для волос", "Суинни Тодд", Mamma mia! , Официальный сайт русской версии мюзикла "Красавица и Чудовище", Musicals.ru

Подпишитесь на наш

Кино и мюзикл

01:49, 24 сентября 2008

Комменты 15

U

Из всех экранизаций мюзиклов - самые успешные "Призрак оперы" и "Мама миа!"

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Подождите...