20 марта стало известно, что ГМИИ А. C. Пушкина вместо Марины Лошак возглавит Елизавета Лихачева, которая до этого была директором Музея архитектуры имени А. В. Щусева. Лихачевой 44 года, и ее считают одной из самых спорных фигур российской арт-сферы, в связи с чем ее назначение удивило многих. Начав карьеру в культурной сфере в зрелом возрасте, она за короткий срок стала заметным деятелем культуры и искусства, сделав музей "местом силы" в Москве. Spltnk рассказывает о развитии ее карьеры и самых ярких фактах из биографии. (Об уходе Марины Лошак и событиях, предшествовавших этому, мы подробно рассказывали здесь.)
МВД и Федеральная миграционная служба
Елизавета Лихачева родилась в Москве 20 июля 1978 года. Она выросла в семье музейных работников: мать работала в Доме-музее Мельникова над составлением каталога работ Виктора Мельникова. В детстве Лихачева проводила там много времени, однако изначально свою жизнь решила связать не с искусством, а с правом.
В 2000-х годах она поступила на юридический факультет Московского университета МВД (окончила два курса), участвовала в прокремлевском молодежном движении "Идущие вместе" и даже успела поработать в Федеральной миграционной службе России. В 2006 году Лихачева решила кардинально сменить сферу деятельности.
Первые карьерные шаги
В 2006-м тогдашний директор Музея архитектуры им. А. В. Щусева Давид Саркисян назначил Лихачеву замруководителя Дома Мельникова (филиала Музея Щусева). Вот что она рассказывала о том, как попала на работу в Музей архитектуры: "Я работала в Министерстве внутренних дел, в Федеральной миграционной службе, умер Виктор Константинович Мельников. Это было 5 февраля 2006 года. На поминки меня притащила мама, я не хотела ехать. Там мы познакомились заново с Екатериной Викторовной Каринской (внучкой архитектора Константина Мельникова). Поскольку я работала тогда в органах, наверное, у нее была надежда, что я ей помогу в борьбе с сестрой. А я не собиралась никому помогать, мне просто хотелось снова попасть в Дом Мельникова".
Так Лихачева начала работать в музее, и вскоре, в 2008 году, поступила в МГУ на отделение истории и теории искусства исторического факультета. В 36 лет она с отличием окончила университет и стала специалистом по раннему итальянскому Возрождению. Диплом Лихачева посвятила жизни и творчеству итальянского архитектора Доменико Фонтаны, который придумал новую структуру Рима. Лихачева особенно гордилась, что ее работа стала первой на русском языке на эту тему.
Деятельность в Музее Щусева
В Музее Щусева Лихачева участвовала в создании научного фотокаталога. Стараниями Лихачевой удалось упорядочить работу музея с коллекцией экспонатов. С 2010 по 2012 год занимала пост главного специалиста по связям с общественностью и издательской деятельностью. При участии Лихачевой было создано экскурсионное направление, экскурсионное сопровождение всех выставок, разработано несколько маршрутов по городу.
В июне 2014 года Лихачеву назначили на должность заместителя директора Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых (часть Архитектурного музея). При реорганизации работы лектория число его посетителей выросло с 528 в 2011 году до 8 121 в 2015 году.
Выигрыш в конкурсе на должность директора музея
В 2017 году Минкульт решил выбрать нового директора музея, проведя конкурс. Кандидаты на должность должны были предоставить свои идеи развития учреждения. Концепция Лихачевой предполагала создание депозитария, постоянной экспозиции, а также изменение научно-хранительской деятельности музея. Она планировала пересмотреть выставки музея и оптимизировать штат. Минкульт отдал предпочтение проекту Лихачевой, и так она стала директором Музея архитектуры имени А. В. Щусева.
Сотрудники самого музея не были согласны с тем, что Минкульт назначил Лихачеву. После новости о ее назначении они написали открытое письмо-протест тогдашним премьер-министру Дмитрию Медведеву и министру культуры Владимиру Мединскому. "Она неоднократно получала выговоры со стороны руководства музея за систематическое нарушение трудовой дисциплины, не пользуется авторитетом и уважением среди коллектива, ей свойственны интриги и саботаж при выполнении работ, неэтичное поведение по отношению к коллегам", — писали коллеги Елизаветы. Нота протеста набрала 1 416 подписей и не была удовлетворена.
Одним из аргументов против был скандал с Домом Мельникова в августе 2014 года. Тогда Лихачева как директор музея принудительно выселила из него внучку архитектора, Екатерину Каринскую. "Я подошла к ней и сказала: "Екатерина Викторовна, вы не можете находиться в этом доме, у вас нет на это оснований". Мы были готовы перевезти все ее вещи, куда она пожелает. Она отказалась, и нам пришлось действовать иначе — когда Каринская вышла покурить, мы просто закрыли дверь, предварительно оставив ей теплые вещи", — рассказывала Лихачева "Известиям" о выселении внучки архитектора. Из-за этого громкого инцидента ряд экспертов отказались сотрудничать с музеем.
Как признавалась Елизавета, взамен Каринской предлагали особняк на Арбате, но она отказывалась покидать дом, несмотря на то что Федеральная миграционная служба аннулировала ее регистрацию. В интервью Лихачева говорила, что не жалеет о своем решении, ведь она стремилась спасти объект культурного наследия от неизбежного разрушения, а также сделать его доступным для публики.
Сама Лихачева тогда назвала свое назначение чудом. "В новейшей истории не было ситуаций, когда человек в чине старшего научного сотрудника, пускай и с кое-какими успешными проектами, становился директором такого музея, как Музей архитектуры", — рассказывала она. А конфликт она обусловливала "страхом сотрудников музея перед переменами, которые неизбежно наступят".
Впоследствии о критике в свой адрес Лихачева говорила так: "Меня расстраивает трусость. Хотите что-то сказать, скажите в лицо, но в лицо ведь все улыбаются. Я это первый раз поняла во время истории с Домом Мельникова, мне в лицо не сказал никто ничего, а за глаза полили отборнейшей грязью. Когда меня назначали на пост директора музея, никто не пришел и не сказал в лицо: "Я считаю, что ты плохой директор". А за глаза, боже мой, там такие битвы были. То же самое и сейчас: анонимные телеграм-каналы распинаются, а маску снять страшно. Но я думаю, что здесь нужно начинать с себя: если я не хочу ничего говорить, я просто молчу, а если хочу что-то сказать, то говорю, что думаю".
Как признавалась Елизавета, за первые два года своего "правления" она изменила отношение музея к окружающей его действительности. "Нам удалось главное: музей потихонечку начинает осознавать себя как музей, как хранителя наследия российской архитектуры. И это немедленно сказалось на качестве выставок, на качестве издательской программы, на качестве научной работы музея", — рассказывала Лихачева.
Конфликт с защитниками исторического района Ивановская горка
В 2020 году случился очередной виток конфликта между девелопером и жителями исторического района Москвы Ивановская горка. В соответствии с проектом застройщик планировал провести реставрацию и регенерацию (то есть по факту снос) нескольких зданий между Колпачным и Хохловским переулками. Жители района выступили против, а Елизавета Лихачева встала на сторону девелопера. "Застройщик был готов разговаривать, он не хотел ни на кого давить. Вместо того чтобы выработать решение, которое устроит большинство, его оскорбили, а меня обвинили в получении взятки. Почему я, человек, который по роду занятий должен выступать за сохранение любого здания в Москве, готова допустить снос ради спасения чего-то ценного? Для меня палаты Украинцева (палаты 1665 года постройки, принадлежавшие видному дипломату, думному дьяку Емельяну Украинцеву, считаются памятником архитектуры. — Прим. ред.) ценнее, чем типовое здание школы 30-х годов: это жертва, которую придется принести", — говорила тогда Елизавета.
Выставки
За время руководства Елизаветы Лихачевой в Музее архитектуры было организовано более 80 выставочных проектов. Среди них такие выставки, как "Архитектура стадионов", "Матвей Казаков и допожарная Москва", "Эпоха модерна", "Шухов. Формула архитектуры", "Профессия — реставратор", "Авангардстрой. Архитектурный ритм революции", "Последний адрес / 5 лет" и временная экспозиция "Мельников/Melnikoff".
Взгляд на текущие события в России и спецоперацию
В интервью, которое она дала РБК в августе 2022 года, Лихачева говорила, что "за последние пять лет в России произошли капитальные изменения, но не все хотят их замечать". "Одна из главных неприятных черт, допустим, москвича — это по-прежнему снобизм и страх хорошего, принимающие форму разговоров о том, как в стране все плохо, нище, так что нужно чуть ли не скафандр на себя надевать, когда из города выезжаешь", — утверждала Лихачева. "Я не совсем понимаю, что происходит сейчас, потому что с точки зрения здравого смысла это абсурд. Пытаться отвратить Россию от своего правительства путем ее изоляции от мира — это, по-моему, самая идиотская идея из всех возможных. Да, это их выбор, не мы от них закрылись, а они от нас, но это плохо и для них, и для нас", — говорила она об уходе западных архитектурных бюро из России из-за спецоперации.
В марте прошлого года Елизавета Лихачева призвала коллег "не поддаваться ложной этике и не отменять мероприятия в сфере искусства".
"Даже во время самых страшных и тяжелых испытаний искусство было и остается одним из немногих явлений в нашей жизни, которое позволяет не только пережить страшные времена, но и сохранить в себе человека", — отмечала она в беседе с "Известиями". Лихачева подчеркнула, что в связи со спецоперацией музей не собирается отказываться от открытий выставок и останавливать работу над новыми проектами.
Общественная деятельность: лекции, публичные проекты
Елизавета Лихачева известна не только как директор Музея архитектуры, но и искусствовед, регулярно выступающий в качестве лектора и эксперта в медиа. Она — автор нескольких лекционных циклов, посвященных различным аспектам теории и истории искусств: вела авторский цикл лекций "Введение в историю искусства" в Мультимедиа Арт Музее, преподавала дисциплину "Арт-менеджмент и галерейный бизнес" в бизнес-школе RMA.
Как отнеслись в соцсетях к назначению
Назначение Елизаветы Лихачевой прокомментировали многие телеграм-каналы. Журналистка с архитектурным образованием Наталия Архангельская из "Антиглянца" назвала ее "потрясной женщиной, очень конкретной, самоироничной, харизматичной и с реальными знаниями".
"Оценить харизму и знания Лихачевой легко. По запросу "Елизавета Лихачева" в YouTube куча лекций — послушайте хоть про архитектуру, хоть про Остоженку, хоть про фрески Калязинского монастыря. Эта женщина ходит, рассказывает, отвечает на вопросы. Чиновник такого уровня с человеческим лицом и собственным мнением — это победа", — написали админы канала.
Как только появилась информация о назначении Лихачевой (но еще не была официально подтверждена), их прокомментировала искусствовед Ксения Коробейникова. Она согласилась с коллегами и добавила: "Если Ирина Александровна выстраивала под себя обстоятельства, Марина Девовна умеет лавировать в предложенных, то каким бы мог быть новый директор — большой вопрос. Но Минкульту ой как на руку бы пошло это назначение: слишком много было недовольств вокруг Третьяковки, а Лихачеву все любят (за исключением разве что экс-директора Музея архитектуры Ирины Коробьиной). Полдня получаю СМС в духе: луч света в темном царстве".
Театральный телеграм-канал "Закулиска" тоже обрадовался назначению: "Все, что можем сказать, — ура! Назначению Елизаветы Лихачевой на пост руководителя ГМИИ — двойное ура!".
Бывший главный редактор Vogue Алена Долецкая назвала Елизавету Лихачеву человеком феноменальной энергии и преданности своему делу и тоже поздравила ее в своем телеграм-канале.
"Мы желаем Елизавете успехов, а коллег из Пушкинского искренне поздравляем, вам очень повезло!" — говорится в сообщении Музея архитектуры о новом назначении их уже экс-директора.
Личная жизнь
О личной жизни Елизаветы практически ничего не известно. В открытых источниках говорится, что она не замужем и у нее нет детей, а сама Лихачева не распространяется на эту тему во время интервью.
"Теперь в Пушкинском музее нет директора, которого можно было бы прижать к ногтю за родственников-иноагентов, но есть директор, которого можно будет прижимать за другие подробности личной жизни. Ну примерно как Евгения Миронова. Удобно!" — написала "Героиня Татлера".
Стиль руководства и планы на будущее
Сразу после назначения Лихачева уже успела дать первое интервью. В беседе с Ксенией Коробейниковой Елизавета сказала, что ей важно "склеить страну и показывать, что русское современное искусство — часть общемирового процесса". Она планирует провести аудит (финансовый, кадровый и имущественный), отменить входную плату для музейных работников, повысить зарплаты сотрудников ГМИИ им. А. С. Пушкина, омолодить коллектив, провести реконструкцию и заняться Музейным городком.
"Трофеи — надо вернуть в оборот. Антоновская позиция мне близка по части "не отдавать" (бывший директор музей Ирина Антонова билась за каждый трофей — идея отдавать их прежним владельцам была ей чужда. — Прим. ред.). Что касается выставочного плана, то он утвержден, пересматривать в ближайшее время не планирую. Я за осмысленную выставочную политику и равномерный показ всех фондов. Музей — проводник смыслов. Будет больше выставок в духе "Москва — Париж", которые готовятся годами и институциями. Лично проеду филиалы и буду выстраивать вместе с Анной Марковной Гор их осознанную политику. Поговорю с губерами, чтобы помогли со зданиями", — сказала телеграм-каналу "ку-ку" Лихачева.
В интервью РИА "Новости" Елизавета добавила: "Я не понимаю, что происходит в ГМИИ. Я, как и все, вижу только внешнюю картинку. Когда меня назначали на пост директора Музея архитектуры, я была человеком изнутри, было проще". Лихачева признается, что ей нужно время, чтобы войти в дела и понять, что такое Пушкинский музей.
В одном из интервью Елизавета рассказывала, что главная ее специализация — менеджер по культуре, и она не предполагает научную деятельность. Ей ближе прийти в кризисную ситуацию, навести порядок, сделать все красиво и качественно.
"Я никогда не требую от подчиненных того, чего не готова делать сама. Не отношусь к людям как к крепостным, но буду требовательным руководителем. Для меня важен результат. Не стану требовать формальных признаков работы, например, строгую посещаемость по часам. На мой взгляд, так называемая трудовая дисциплина только расхолаживает коллектив, потому что в конечном счете она заменяет результат видимостью работы", — говорила она в интервью "МК".
Кто занял место Елизавета Лихачевой в Музее архитектуры им. А. В. Щусева
22 марта стало известно, что Минкультуры РФ назначило Наталью Шашкову директором Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева, ранее она занимала пост заместителя директора по учетно-хранительской работе — главного хранителя учреждения.
*Facebook принадлежит Meta, признанной в РФ экстремистской организацией
Теги: культура, Елизавета Лихачева
"Я не понимаю, что происходит в ГМИИ". Главное о новом директоре Пушкинского музея Елизавете Лихачевой
16:00, 22 марта 2023
Комменты 10
Уход Лошак - это самая лучшая новость весны, честное слово! за 9 лет на посту руководителя музея она не сделала ничего выдающегося. Ничего! Кроме как одевалась как девочка 15ти летняя с этими хвостиками на башке. Прости Господи. Удачи новому директору!!!!!!!!!!!
Смотрела с ней "Линию жизни" на Культуре. Интересная особа ! Умная, хлесткая.
По выселению внучки Мельникова. Сын Мельникова отписал бОльшую часть дома государству - реставрация дома и создание музея. Какие-то доли были в двух его дочерей. Ну и началось препирательство… кто прав или виноват - без литра не разобрать. Про Лихачеву не знаю что и сказать - знаю, что и про хорошего и толкового человека могут гадости за спиной лить. Образование есть, варилась во всем этом с детства. Ну и по мордахе видно - мвдшная закалка, что при такой должности пригодится. Дом Мельникова с сентября 22 закрыт на масштабную реставрацию. Года на 2.
У нас вообще есть сейчас какие-то назначения людей, не связанных со структурами? Или все из МВД, ФСБ и т. д. стерегут культуру теперь?
Мне она напоминает Елену Батурину, по типажу.